Преподобномученик Гавриил, Гавриил Иванович Гур (1898 - 1937), иеромонах, рукоположен в храме Богоявления Господня в Дорогомилове.

Память 25 янв./7 фев. в день Собора Новомучеников и исповедников Российских, 6/19 ноября в день мученической кончины. 


Из храма Богоявления Господня в Дорогомилове начался путь подвижничества отца Гавриила. Здесь он был рукоположен в иеромонахи и определен к служению в сельскую церковь на западе Подмосковья. Честное служение отца Гавриила, гонимого и мучимого, но не отпавшего от Тела Христова, стало его личным подвигом во Славу Божия.

Гавриил Иванович Гур родился 24 апреля 1898 г. в Минской губернии, в простой семье белорусского крестьянина. В 1914 г., перед началом войны, Гавриил окончил церковно-приходскую школув г. Гжатске (ныне г. Гагарин). Смоленской губернии. В 1918 г. после смерти отца Гавриил уехал на Урал и стал послушником Николаевского мужского монастыря Челябинской епархии. После закрытия монастыря в 1922 г. послушание Гавриила продолжилось в Святых православных землях на Афоне. Здесь Гавриил продолжал возрастать в вере до 1925 г., что привело его к принятию монашеского пострига в Николаевском кафедральном соборе в г. Баку. В конце того же года Гавриил был возведен в сан иеродиакона преосвященным Арсением епископом Прикаспийским и Бакинским и служил в Бакинском кафедральном соборе более 3 лет.

В 1929 г. путь слуги Божьего Гавриила привел его в Москву, которую нельзя было в то время назвать безопасной для верных православию. Осенью этого года в Богоявленском Дорогомиловском соборе Гавриил был рукоположен в иеромонахи епископом Орехово-Зуевским Питиримом (Крыловым) и сразу же, в октябре месяце, уехал ближе к родным краям в Шаховской район на границу со Смоленской областью, в храм Успения Богородицы в Левкиевой пустыни. Левкиев мужской монастырь был закрыт в 1928 г., но служба в его главном храме продолжалась. Здесь отец Гавриил с первых дней своих стал усердным хранителем искры Веры Православной, приступил к налаживанию благоговейной службы, восстановил проповеди.


Левкиева пустынь. Не сохранилась. Сечас возрождается.

     1 ноября 1929 г. предыдущий настоятель Успенского храма Александр Протопопов снял с себя сан. Встретив о. Гавриила на улице, бывший священник с усмешкой сказал: «Вот мы теперь завтра и послужим вместе», на что отец Гавриил ответил: «Я Вас до церковной ограды не допущу, не то, что в церковь». 

Преисполненный священническим долгом, отец Гавриил восстановил служение, часто с нарушением предписаний светской власти. Священник крестил детей, не спрашивая документов о рождении. Уже 11 декабря 1929 г. бывший священник Александр Протопопов показал на отца Гавриила следующее:

«После снятия с себя сана священника церковь я не посещаю, а поэтому лично мне не приходилось слышать, какие говорил проповеди Гур, но из разговоров с просвирней Протопоповой Марией Дмитриевной я узнал, что Гур говорил две проповеди, как-то: 1) о мучениях и страданиях двух святых: Варула и Романа, где говорится о том, что эти два святых переносили на земле разные мучения, а затем попали или надели венцы Царства Небесного; 2) о втором пришествии Христа, где говорится, что явится на небе крест, который будет служить доказательством второго пришествия Христа на землю, и будет каждому суд, то есть верующие попадут в Царство Небесное, а неверующие получат по заслугам наказание. Эти проповеди в данный период, то есть при строительстве советского государства, я считаю неуместными, так как масса может перевернуть по-своему, то есть могут принять во внимание, что они якобы страдают в данный момент и что, если они пойдут с советской властью, которая борется с религией, то они могут также пострадать при втором пришествии Христа... Затем в отношении этих проповедей было разъяснение о том, чтобы они не применялись, так как епископ Герман был снят из Волоколамска и сослан за такие проповеди. Я твердо могу сказать, что такие проповеди, как говорил и Гур, здорово влияют на массу, а в особенности на темную и некультурную, которая только и ходит в церковь».

В тот же день был допрошен и отец Гавриил, который заявил, что не признает себя виновным в том, что «читал... проповеди, которые бы разлагали и настраивали противсоветской власти».

С первых дней января 1930 г. началась подготовка ареста отца Гавриила. Согласно одному из показаний, священник «говорил проповедь в какой-то праздник двух святых - в первых числах ноября месяца. Им было рассказано о жизни этих святых, о их мучениях и страданиях. Поп говорит: "Когда эти люди - два мученика перенесли земные страдания, то они, попадя в райские обители, получили венцы Царства Небесного. Точно так же, православные христиане, обращаюсь и к вам с просьбой, чтобы вы так же при земной жизни переносили все страдания и мучения, которые вам встречаются в жизни. Терпите, православные! И вы получите в райской обители венцы Царства Небесного". Этим же попом была сказана и вторая проповедь, приблизительно в первых числах декабря месяца... о втором сошествии на землю Господа Бога; когда Он явится на землю, то будет конец мира, так как Господь Бог будет всех верующих и неверующих судить, - конечно, верующие пойдут в одну сторону, а неверующим должна придти кончина. Предвестником этого сошествия на небе явится огненный крест - тогда-то и возопиют все неверующие, но уже будет поздно. Так что, православные, как можно чаще посещайте храм Божий и не отрекайтесь от Господа Бога».

Другой свидетель сообщил: «…новый поп начинает брать массу под свое влияние, т.е. о нем начали носится слухи, что последний хорошо и долго выполняет службы , кроме того, хорошо говорит проповеди. По моему мнению, влияние попа на несознательную часть населения имеется громадное и может повлиять на выход из колхоза восьми хозяйств». Кроме этого свидетели показали, что новый священник ходил по домам с молебнами, причем не для того, «чтобы что брать в карман, а … совершенно с иной целью».

8 января священник был арестован и помещен Бутырскую тюрьму. Следствие шло не долго, и 13 февраля 1930 г. коллегией ОГПУ был вынесен приговор – 3 года трудовых лагерей. Местом заключения для отца Гавриил стали Печерские лагеря. Возращение священника к служению состоялось в 1933 г. в Пушкинском районе Московской области в храме Вознесения Господня села Рахманово. Заключение не сломило подвижника, не ввергло в искушение отречься от Христа. Слуга Божий Гавриил принял свой крест и пронес его вплоть до мученической кончины.

С 1933 г. по 1936 г., гонимый, отец Гавриил переходил из храма в храм в Звенигородском и Клинском районах. В 1934 г. был награжден наперсным крестом, который, однако, он был вынужден продать в 1935 г. для уплаты налогов, продолжая исполнение пастырского долга. В 1936 г. священник прервал служение и работал электромонтером на Клинском стекольном заводе и зимой 1937 г., видимо при первой возможности, уволился и поступил в Знаменский храм села Лисинцево Наро-Фоминского района. Его последним храмом стал храм святых апостолов Петра и Павла в селе Лыткарино Ухтомского района, в котором он прослужил немногим более трех месяцев. 29 сентября 1937 г. иеромонах Гавриил был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и во второй раз помещен в Бутырскую тюрьму. 


  Фото 1937 г.

 

Во время следствия отец Гавриил не проявил малодушия, признал себя виновным в посягательстве на существующую власть, не отрекся от своей веры.

Вопрос следователя:

- С кем из высланных за контрреволюционную деятельность Вы поддерживаете связь?

Ответ:

- С высланными за контрреволюционную деятельность я ни с кем никакой связи не поддерживаю.

- Вы даете ложные показания, следствию известно, что вы поддерживаете связь с епископом Арсением, почему Вы это скрываете от следствия?

- Нет, с епископом Арсением я никакой связи не поддерживаю.

- Ваше отношение к советской власти?

- Мое отношение к советской власти – лояльное.

- В каких же целях Вы распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющимся голоде в колхозах. Вы это подтверждаете?

- Это я отрицаю.

- Вы продолжаете давать ложные показания, за антиколхозную агитацию вы задерживались милицией. Следствие предлагает дать правдивые показания.

- Что мог все дал, больше дать не могу. 

  Новомученики Бутырской тюрьмы

17 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Гавриила к расстрелу, произведенному 19 ноября 19 ноября 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой. Преподобномученик был здесь же погребен в безвестной могиле.

В 2000 г. преподобномученик Гавриил Гур канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Поминовение преподобномученика Гавриила совершается в день Собора новомучеников и исповедников Российских в первое воскресение, начиная с 25.01/07.02 (ст.ст./н.ст.), и в день мученической кончины 06/19 ноября. Икона прпмч. Гавриила, приводимая в начале настоящего описания, находится в храме Покрова Пресвятой Богородицы Бутырской тюрьмы. Память об отце Гаврииле хранится и общиной возрождаемой Левкиевой пустыни.

Преподобномучениче Гаврииле, моли Бога о нас!