Престольные праздники Храма Богоявления

Cт. стиль/Нов. стиль

6/19 января.Крещение (Богоявления) Господне.

25 янв./7 февр.Икона Божией Матери «Утоли моя печали».

23 апр/6 мая.Поминовениевлмч. Георгия Победоносца.

9/22 мая.Перенесение мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар.

5/18 июля.Обретение честных мощей прп. Сергия Радонежского (1422 г.).

8/21 июля.Икона Божией Матери Казанская, явленная в граде Казани в 1570 году.

13/26 августа.Поминовение свт. Тихона Задонского Чудотворца (устроен в 1783 г.), второе обретение мощей в 1991 г.

25 сент/8 окт.Поминовение прп. Сергия игумена Радонежского (1392 г.)

22 окт./4 нояб.Икона Божией Матери Казанской в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

6/19 декабря.Поминовение свт. Николая Чудотворца.

 

6/19 января (ст.ст./н.ст). Крещение (Богоявление) Господне.

Главный престол храма Богоявления.

 

 

   Праздник Крещения или Богоявления Господня – один из древнейших, установленных при святых апостолах. Уже в те древние времена празднику предшествовало ночное бдение. Святые отцы церкви оставили значительное число наставлений, производимых ими при праздновании Богоявления. Особо праздник Богоявления выделяли в своих беседах великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин.

Иоанн Златоустый оставил следующее наставление: «…Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Господь родился, а тот, в который Он крестился? Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников. Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу…».

Тропарь Богоявлению

глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак Богоявлению

глас 4

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный. 

Акафист Богоявлению 

Канон Богоявлению первый  

Канон Богоявлению второй 

  

25 янв./7 февр. (ст.ст./н.ст). Иконы Божией Матери

«Утоли моя печали».

Впервые престол устроен в каменной Богоявленской церкви в нач. XIX в. 

 

 

   В Москве более всех была известна икона Божией Матери «Утоли моя печали» храма святителя Николая Чудотворца на Пупышах, принесенная казаками в первопрестольную в 1640. Этот образ, как и некоторые другие не дошедшие до нас образы Богородицы «Утоли моя печали», прославился многими исцелениями и чудесами. В храме Николая на Пупышах икона со временем была унесена на колокольню, где оказалась вновь обретена чудесным образом благодаря исцелению болящей 25 января 1760 г. по ст.ст. Этот день стал днем празднования иконы, и в короткое время была составлена служба с акафистом перед ней.

В церкви Николы на Пупышах поставили список с вновь обретенного образа, прославившийся впоследствии многими чудесами. В Москве и другие иконы «Утоли моя печали» прославились чудотворениями.

Имя иконы связано смыслом с тропарем Богородице: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу...». На иконе свиток, который держит в руках Младенец-Христос, гласит: «Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте». Свиток призывает властью обличенных судить по правде, являть милость к ближним своим, не чинить обид меньшим и беззащитным, прощать обиды. И весь образ Матери Божией с младенцем-Христом дает надежду обращающимся за заступничеством в печалях и скорбях.

   Тропарь иконы Божией Матери 'Утоли моя печали'

глас 5

Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли, Ты бо человеком болезни отгониши и грешных скорби разрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево.

Кондак иконы Божией Матери 'Утоли моя печали'

глас 6

Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице, но приими моление раба Твоего, скорбь бо обдержит мя, терпети не могу демонскаго стреляния, покрова не имам, ниже где прибегну, окаянный, всегда побеждаем, и утешения не имам, разве Тебе, Владычице мира, упование и предстательство верных, не презри моление мое, полезно сотвори. 

Акафист

Канон 

 

23 апр/6 мая. Поминовениевеликомученника Георгия Победоносца.

Престол перенесен из храма, закрытого в нач. 1920-х гг. 

 

 

   Святой великомученик Георгий Победоносец произошел из глубоко верующей христианской семьи. Георгий был еще в детском возрасте, когда его отец принял мученическую смерть за Христа. Мать Георгия была состоятельной владелицей земель в Палестине. Оставшись с матерью, св. Георгий получил строгое благочестивое воспитание.

На службе в римской армии св. Георгий, несмотря на молодость, выделялся многими достоинствами и был замечен императором Диоклетианом, после чего поступил в стражу императора в старшем звании.

В это же время Диоклетиан объявил суровые гонения на Веру Христову, доведя их до особых жестокостей. После антихристианских решений императора Св. Георгий пришел в римский Сенат и с великим мужеством, открыто объявил о своей приверженности Христу.

Диоклетиан, покровительствовавший своему молодому стражу, уговаривал св. Георгия не губить себя и принести жертву языческим богам, но святой доблестно отказался. Императора разгневал отказ, и он заключил св. Георгия в темницу, подверг жесточайшему истязанию – колесованию.

После снятия с пыточного колеса истерзанного тела св. Георгия, Диоклетиан счел мученика умершим и решил принести жертву на капище, но случилось иначе. Внезапно небеса потемнели, раздался гром, и глас с небес произнес: «Не бойся, Георгий, Я с тобою», и явился Ангел Господень. Ангел возложил руку на мученика, сказал ему: "Радуйся!", и св. Георгий восстал во здравии. Когда исцеленного мученика привели к императору, тот не поверил, что пред ним Георгий. Узрев чудо, многие язычники уверовали во Христа. Два знатных римских сановника, святые Анатолий и Протолеон, тотчас открыто исповедали Христа и немедленно пали от меча по приказу императора. 

Непреклонность св. Георгия привела Диоклетиана в еще больший гнев. Святого подвергли многим пыткам, еще более страшным, чем колесование. Языческий волхв Афанасий преподнес св. Георгию чашу с ядом, но и это не возымело действия.

Император потребовал испытать силу Господа, способствовавшего мученику. Когда св. Георгия подвели к гробнице умершего, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа". И потряслась земля, гробница отверзлась, и мертвый вышел из нее.Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи. В ярости Диоклетиан приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а св. Георгия заточил в темницу.

Наутро император снова испытал св. Георгия – предложил стать подле себя соправителем на троне и принести жертву идолу Аполлона. Святой сначала выразил согласие, но, подойдя к идолу, словом праведным сокрушил Аполлона и других идолов языческих.

Собравшаяся многочисленная толпа пришла в смятение. Многие неиствовали в своей ненависти к св. Георгию. Услышав о произошедшем, супруга императора, святая царица Александра, открыто исповедала Бога Георгиева и унизила идолов. Император в исступлении немедленно приговорил Георгия и Александра к смерти. Пред казнью св. Георгий молил Господа о прощении мучителей своих и с великим мужеством принял смерть. Мученическая кончина святого великомученика Георгия, которому еще не было и 30 лет, произошла 23 апреля 303 года.

Наиболее известное чудотворение св. Георгия отражено в образе чуда Георгия о змие. В озере в Сирии вблизи Бейрута обитал исполинский змий, сеявший смерть в округе. В минуту, когда местная царевна по языческим правилам должна была быть отдана змею в жертву, явился св. Георгий на коне. Увидев змея, св. Георгий осенил себя крестным знамением, произнес «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» пронзил гортань змея копьем и попрал своим конем. По усмирении змея царевна, как повелел ей св. Георгий, связала змея своим поясом и как пса, вела в город. Перед глазами объятых страхом горожан святой убил змея мечом, и горожане сожгли. Двадцать пять тысяч человек обратились в Веру Христову. В память о чудесном подвиге была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и святого Георгия.

На Руси св. Георгий Победоносец был почитаем с самых ранних христианских времен. Сын св. равноапостольного князя Владимира, Ярослав Мудрый, по крещении получил имя Георгий, основал град Юрьев, Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм св. Георгия Победоносца в княжеском граде Киеве. 26 ноября 1051 года храм Святого Георгия был освящен, дав начало празднованию особого церковного праздника – Юрьева дня – любимого русичами «осеннего Георгия». Имя святого было дано и основателю Москвы Юрию Долгорукому – строителю многих Георгиевских храмов, основателю града Юрьева-Польского.

Тропарь влмч. Георгия

глас 4

Яко пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, православных поборниче, победоносче, великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак влмч. Георгия

глас 4

Возделан от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши, страдальчествовав же кровию, Христа приял еси, молитвами, святе, твоими всем подаеши прегрешений прощение. 

Акафист

Канон первый 

Канон второй 

 

9/22 мая. Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар.  


    По упокоении святителя Николая Чудотворца в 342 г. его нетленные мощи сохранялись в городе Миры в Ликии (ныне юг Турции), окормлявшийся им как архиепископом. С завоеванием Персии арабами и последующим вторжении турок наступление на греческую Малую Азию с каждым столетием усиливалось. В 792 г. войско халифа Аарона Аль-Рашида под началом Хумейда напало на Миры Ликийские имея целью разграбить гробницу святого Николая. Вместо нее грабители разрушили соседнюю гробницу, а гробницу святого Николая не тронули. В XI в. нападения турок еще более усилились.

Участившиеся нападения и осквернения христианских святынь возмущали и тревожили всех христиан, включая западных. Жители города Бар (или Бари в другом названии) на Адриатике в Италии решили спасти мощи свт. Николая.

В 1087 году купцы из Бари сошли с кораблей на берег в Мирах с намерением вывезти честные мощи святого в Италию. В храме святителя Николая служившие при нем монахи указали купеческому отряду гробницу с мощами. Один из иноков рассказал о недавнем видении свт. Николая старцу, в котором Николая велел бережнее хранить его мощи. Среди посланников Бара были два пресвитера Лупп и Дрого. По извлечении мощей Дрого обернул их материей, так как ковчега у барян не было, и доставил на купеческий корабль 20 апреля 1087 г.

8 мая 1087 г. мощи свт. Николая Чудотворца прибыли в Бари. 9 мая честные мощи торжественно перенесли в церковь святого Евстафия. По пути святыни по городу многие больные чудесным образом исцелились. Святой угодник Божий вызывал к себе великое благоговение и почитание. Через год в Бари была построена церковь святителя Николая, освещенная папой Урбаном II. В честь помещения мощей свт. Николая Чудотворца в новый храм церковью был принят новый особый праздник, отмечаемый каждый год 9 мая. На Руси Николай угодник почитался со времени принятия Веры Христовой по греческой традиции. В наших землях свт. Николай был прославлен чудотворениями на суше и на море как великий угодник Божий, помощник бедствующих. Благодатная помощь всем обращающимся от Николая Угодника не оскудевает в своем обилии. Вера в чудотворную силу свт. Николая помогла и помогает многим страждущим обрести надежду, уверовать в любовь Господа. 

В одном из старинных описаний жития свт. Николая о его неисчислимых чудотворениях сказано: «Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».

Тропарь свт. Николая Чудотворца

глас 4

Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.

Кондак свт. Николая Чудотворца

глас 3

Взыде, яко звезда, от востока до запада твоя мощи, святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явился еси чудотворец изящный, предивный и милостивый

акафист и канон свт. Николая Чудотворцаприводятся в описании праздника поминовения святого Угодника в день его успения 6 декабря.

 

 

5/18 июля. Обретение честных мощей преподобного Сергия Радонежского. 

 

 

     В 1408 г. обитель во славу Святой Троицы – будущая Троице-Сергиева Лавра, устроенная прп. Сергием, была сожжена ордами Едигея, напавшими на Москву. Монахи обители во главе с игуменом Никоном, укрывшиеся в лесах, сохранили святыни, унаследованные от прп. игумена Сергия. Накануне нашествия врагов прп. Сергий явился в ночном видении Никону и объявил о краткосрочности ниспосланного испытания и скором восставлении обители из пепла и ее еще большем процветании. 

Во время строительства в обители нового храма Живоначальной Троицы в 1422 г., при выкопке рвов под его фундамент были отрыты нетленные мощи прп. Сергия. Мощи оказались невредимы, в неповрежденных одеяниях, хотя пролежали в земле 20 лет. Перенесение нетленных мощей собрало множество людей разного звания – духовенства, бояр, простых богомольцев. На чудесное событие приехал князь Звенигородский Юрий. Извлеченные из земли мощи Преподобного были поставлены в восстановленной деревянной Троицкой церкви, а в 1426 г. перенесены во вновь отстроенный каменный Троицкий собор, где лежат и поныне. После обретения мощей празднование этого святого дня происходит ежегодно 5 июля (18 июля по н.ст.).

После упокоения Преподобного у мощей его происходило множество исцелений. Святой не раз являлся мирянам и людям духовного звания с чудесными наставлениями. И не раз предупреждал о грядущих искушениях и испытаниях. Предреченные прп. Сергием слава и процветание Троицкой обители не прерывались вплоть до начала ХХ в., когда атеизм и неверие овладели людскими сердцами. Во время компании по вскрытию мощей, начатой безбожной властью в 1919 г., были изъяты мощи Преподобного. В этом же году была закрыта и Троицкая обитель. Честные мощи прп. Сергия возвратились на свое святое место после Великой отечественной войны, с ними вернулись слава и процветание обители, лишь испытанной очередным испытанием Господним. Во вновь восставшей Сергиевой обители – широко прославленной Свято-Троицкой Сергиевой Лавре – поток богомольцев к раке прп. Сергия Радонежского не ослабевает ни на минуту. Преподобный игумен не оставляет молитвами обитель свою, продолжает помогать всем прибегшим к нему за заступничеством, испрашивая у Всевышнего милости к рабам его.

Тропарь на обретение мощей прп. Сергия 

Днесь пресветло красуется царствующий град Москва,

 яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь,

 всю вселенную созывает

 похвалити тя, Богомудре Сергие;

 пречестная же и славная обитель твоя,

 юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,

 имущи в себе стада ученик твоих,

 веселия и радости исполняется.

 Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,

 яко цвет благоуханен и кадило благовонно,

любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем

 и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся,

 отче преподобне Сергие,

 моли Святую Троицу

 спасти души наша.

Кондак прп. Сергия Радонежского

глас 8

Яко безплотным равножитель всех преподобных превозшел еси постническими труды и бдении молитвенными, мудре Сергие, тем восприял еси от Бога исцелити недуги и прогонити бесы и того ради вопием ти: радуйся, отче преподобне Сергие.

Акафист и канон прп. Сергия приводятся в описания праздника его поминовения 1326 августа.

 

8/21 июля.Иконы Божией Матери «Казанской», явленной в граде Казани в 1579 году. 

 

 

   Образ Казанской Божией Матери относится к наиболее чтимым в России образам Богородицы. Икона была чудесным образом обретена в городе Казани в 1579 г. во время установления Веры Христовой среди магометан и язычников Казанского ханства, присоединенного к Московии после недавних походов Иоанна IV. Обращение иноверцев в православие шло непросто, несмотря на упорные труды просветителей во главе с архипастырем Казанским. Случались и отказы от уже принятого крещения, возвраты к иным верованиям. В помощь возвышению истинной веры Господь ниспослал свою помощь чудесным явлением нового образа Пресвятой Девы.

После страшного пожара в июне 1579 г. Казань начала заново отстраиваться на пепелище. Вместе со всеми заново строился и русский стрелец Онучин, у которого была дочь Матрона девяти лет отроду. Однажды во сне Матроне явилась Богородица и повелела откопать из-под земли Её икону, тайно зарытую христианами еще под властью магоментан. Маленькую девочку не послушали, и Богородица являлась ей трижды, указывая место, где находится икона. После третьего видения мать Матроны вместе с дочерью начали копать в виденном ею месте и извлекли из земли чудотворный образ. Собравшееся на чудесное событие духовенство во главе с архиепископом Иеремией перенесли икону от места ее обретения в ближайший храм Николая Угодника. После молебна архиепископ Казанский шествием с Крестным ходом, со звоном во все колокола, пронес икону Богородицы по Казани до Благовещенского собора – первого православного храма в городе. Во время хода случились первые чудесные исцеления у нового образа Божией Матери.

После получения известия об обретении чудотворной иконы и списка с нее Иоанн Грозный приказал на месте явления иконы выстроить храм в ее честь и заложить женский монастырь. Указавшая икону дева Матрона и ее мать приняли постриг во вновь основанном монастыре – ныне Казанский Богородицкий монастырь. Новоявленная икона по своему письму была списком с древнего образа Богородицы Одигитрии. Список такого письма XVIII в. в золоченых ризах приведен вторым сверху в настоящем описании. 

Обретение иконы Казанской Божией Матери способствовало укреплению российского государства, защите православных от иноверцев, продвижению истинной веры в новые земли. В одно время с началом прославления иконы блаженный Герман – казачий атаман Ермак Тимофеевич Повольский – пошел походом «за Казань». Особое почитание Казанской Божией Матери оказывал ставший впоследствии великим исповедником настоятель Никольского храма Ермоген, в котором был отслужен первый молебен новоявленной иконе. Он же составил службу иконе Казанской Божией Матери и «Сказание» о ней с описанием свершившихся чудес. В тяжелые смутные времена в 1605-1612 гг. священномученик Ермоген, бывший архиепископ Казанский, исполнял нелегкое бремя Патриарха Всея Руси.

Во время стояния ополчения в Ярославле перед походом на Москву в ряды Минина и Пожарского влились казанские воины. Казанцы принесли с собой и передали князю Пожарскому список с чудотворной иконы Богоматери Казанской. Во время освобождения Москвы и России от поляков икона постоянно пребывала в войске ополчения. Русские дружины уверовали в заступничество Владычица Небесная, спасшей Россию от иноземного владычества.

По изгнании поляков на Красной площади в Москве усилиями князя Пожарского был выстроен однокупольный храм в честь иконы Казанской Божией Матери, пребывавшей в войске ополчения. После завершения строительства в 1636 г. в новом Казанском храме была установлена чудотворная икона-заступница. В эпоху антихристианских гонений в 1930 г. Казанский собор был закрыт, и святыня переместилась в церковь св. Николая Чудотворца в Хлынове, после закрытия которого в 1936 г. переместилась в Богоявленский Дорогомиловский собор. Собор в Дорогомилове был закрыт в 1938 г., и чудотворная икона Казанской Божией Матери была перенесена в Богоявленский Елоховский собор Москвы, где находится и поныне.

При отражении нашествия шведов в 1709 г. снова был прославлен образ Казанской Богородицы. Перед Полтавской битвой Петр Iс русскими воинами вознес молитву иконе Казанской Богоматери, принесенной из храма в селе Каплуновке. В 1721 г. одна из икон Казанской Богородицы была перенесена в Петербург. В 1811 г. перед самым Наполеоновским нашествием икона Владычицы Небесной была установлена во вновь отстроенном Казанском соборе на Невском проспекте.

Как и во время изгнания поляков, в 1812 г. Божия Матерь Казанская сопутствовала русскому войску в походах и сражениях. Перед отъездом в действующие войска уже в должности главнокомандующего М.И. Кутузов молился перед иконой Богородицы в Казанском соборе. И великие победы в Отечественной войне 1812 г. были дарованы главнокомандующему Кутузову. На праздник Казанской иконы 22 октября (ст.ст.) 1812 г. казаки, пехота и кавалерия под командованием М.А. Милорадовича ударили по арьергарду французов – корпус маршала Л. Даву, прикрывавшего отход наполеоновской армии, нанеся ему большие потери и не позволив французам закрепиться в г. Вязьма. Отступление французов стало превращаться в бегство.

Во время Великой Отечественной войны Святейший Патриарх Сергий молился перед иконой Казанской Божией Матери в Елоховском соборе о спасении отечества, своей проповедью укреплял у православных и всех сражавшихся защитников Родины веру в победу над фашизмом, попиравшим русские земли. Чудесный образ Казанской Божией Матери со дня обретения прославлен заступничеством и помощью защитникам земли Русской. Богородица Казанская не раз даровала победу над иноземными полчищами, став великим символом заступничества Пресвятой Владычицы за Отечество, за Святую Русь.  

Тропарь иконы Казанской Божией Матери

глас 4

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак иконы Казанской Божией Матери

глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя. 

Акафист 

Канон

 

13/26 августа. Поминовение святителя Тихона Задонского Чудотворца, второе обретение мощей в 1991 г.

Престол освящен в 1868 г.

 

 

     Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье бедного причетника села Короцка Новгородской губернии и вскоре лишился отца. Поднимаемый одной матерью Тимофей с раннего детства познал, что такое тяжкая нужда и даже нищета. По счастливому стечению обстоятельств Тимофей поступил в Новгородскую семинарию на казенном содержании, в которой по окончании стал преподавателем. В 1758 г. Тимофей принял иноческий сан под именем Тихон, а в следующем году был назначен архимандритом Желтикова монастыря в Твери. В 1761 года будущий святитель Тихон был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги, викария Новгородской епархии. Особым знаком были жребии при избрании викария. Из восьми жребиев три были с именем молодого архимандрита.

Через два года святитель вступил на Воронежскую кафедру, где неустанно радел за укрепление православной веры, много проповедовал сам и призывал пастырей к умножению ими своих проповедей, написал для пастырей особые наставления. Среди казаков в епархии было немало раскольников, бытовали языческие поклонения. В самом Воронеже отмечался день Ярилы с языческими бесчинствами. Архипастырь Тихон навеки запретил это празднество. В Донском казачьем войске устроил миссию для возращения раскольников в православие.

В 1767 г., когда здоровье уже более не позволяло свт. Тихону управлять епархией, он удалился сначала в Толшевский монастырь, а затем в Богородицкий монастырь в г. Задонске. Здесь в усердном молении прошли отпущенные ему последние 14 лет жизни. В эти годы подвижник Божий так и не познал монастырского покоя. Кроме непродолжительного отдыха весь его день уходил на моление, чтение и составление душеполезных наставлений, совершение благотворительных деяний. Святитель Тихон молился как самый тяжкий грешник, часто в рыдании, прося к милости Божией. Находясь в дороге великий молитвенник пел либо читал Псалтырь, ревностно посещал храмы, не пропуская ни дня. Святитель Тихон много проповедовал, мудрым словом защищал веру истинную от нападок разросшегося материализма. Особенно читаемым его произведениям стал сборник коротких поучений «Сокровище духовное, от мира собираемое», основанный на примерах из обычной жизни.

В быту святитель жил в самой скромной обстановке. В келье спал на соломе, довольствовался простой пищей. Все свои доходы отдавал на благотворительность, приходил с проповедью к заключенным в местную тюрьму как простой монах. Смирение Тихона вызывало надменные насмешки недалеких людей, не понимавших благочестия. Нередко они насмехались над ним. Святитель на такие обиды не отвечал, делая вид, что их не слышит, лишь смиренно замечал: "Богу так угодно, что служители смеются надо мною - я и достоин того за грехи мои, - или -  прощение лучше мщения".

Много времени его благой жизни уходило на беседы с простым народом, утешал бедствующих и помогал им. Своей святой жизнью Тихон Задонский снискал искреннюю любовь как православных людей, так и тех, кто под воздействием эпохи усомнился в истинности веры. Даже окрестные дети с радостью приходили к святителю за наставлениями.

Тихон Задонский был прозорливцем, мог читать мыслисобеседников. В год рождения императора Александра I святитель предсказал многие события его царствования, предсказал беду и последующее спасение от вторжения захватчика (Наполеона) и его будущую погибель.

В XIX в. святитель явил о себе память благодаря Ф.М. Достоевскому. Жизнь сподвижника вдохновила писателя на создание образов праведных старцев – собирающих в себе признаки моральной чистоты и высокой духовности. 

С годами недуги все более одолевали святителя, но он принимал их с благодареньем Господу за испытания. Перед окончательным успокоением святителю во сне явилась высокая и крутая лестница, и глас велел взойти по ней. "Я, - рассказывал Тихон своему другу Козме, - сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам". Так подвижнику открылся его путь к вечной жизни и помощь ближних в ответ на его усердные труды.

Святитель Тихон почил, как и было ему предречено заранее, в воскресенье 13 августа 1783 г., на 59 году своей жизни. В лике святых святитель Тихон Задонский был прославлен также в воскресенье 13 августа 1861 года, и его поминовение совершается ежегодно в этот день.

В 1919 г. в эпоху безбожного сумасбродства мощи святителя были изъяты из Задонского монастыря После долгих перемещений мощи подвижника оказались в музее атеизма в г. Орел. В 1988 г. в празднование 1000-летия Крещения Руси святыня была возвращена церкви и помещена в кафедральный Ахтырский собор. В 1991 г. нетленные мощи святителя Тихона возвратились в Богородицкий Задонский монастырь, прославляя с новой силой обитель, где некогда с великим рвением проповедовал подвижник Божий Тихон.

Тропарь святителя Тихона Задонского чудотворца

глас 8

От юности возлюбил еси Христа, блаженне, образ всем был еси словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением, темже и вселился еси в Небесныя обители, идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, моли, святителю Тихоне, спастися душам нашим.

Кондак святителя Тихона Задонского чудотворца

глас 8

Апостолов преемниче, святителей украшение, Православный Церкве учителю, Владьще всех молися мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Акафист

Канон

 

25 сент/8 окт. Поминовение преподобного Сергия игумена Радонежского.

Престол освящен в  1868 г. 



Преподобный Сергий, крещеный при рождении Варфоломеем, родился в 1314 г. в семье бояр Ростовского княжества Кирилла и Марии. С самого детства Варфоломей отличался постничеством. Семи лет от роду он был отдан в учение вместе с братьями, но с большим трудом овладевал грамотой, и молил Бога о вразумлении. Однажды по дороге в поле мальчик увидел молящегося старца. Варфоломей не посмел прервать молитву и дождался ее окончания. После благословения отрок попросил старца помолиться о даровании ему чтения и письма. Божий старец исполнил просьбу и дал отроку кусочек просфоры и напутствовал овладеть Святым Писанием. С того дня Варфоломей переменился. Он свободно читал разные книги, и стал проявлять особое рвение в молитве и участии в Богослужениях. Уже в этом юном возрасте будущий Преподобный Сергий строго постился, держа в постные дни строгий пост.  

Еще в отрочески годы Варфоломей вместе с семьей переселился в село Радонеж. Стремление к подвижничеству во славу Господа было присуще семье. После женитьбы старших сыновей родители Варфоломея Кирилл и Мария, а впоследствии и старший брат Стефан приняли постриг недалеко от своего села Радонежа в Хотьковском монастыре.

После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном в лесу в 12 верстах от Радонежа стали обустраивать новое жительство во славу Господа. Поставленная ими деревянная церковь была освящена во Имя Пресвятой Троицы, после чего Стефан ушел Московский Богоявленский монастырь. В Москве Стефан стал настоятелем Богоявленского монастыря и духовником Великого князя. Преподобный Сергий несколько лет в одиночку продолжал обустраиваться в лесу, порой деля кусок хлеба с дикими зверями. С помощью Божией, в молениях он стойко переносил все невзгоды пустынножительства.  

В 1337 г. Варфоломей принял иночество под именем Сергия, и в обители сложилось братство из двенадцати иноков. Жительство прп. Сергия во славу Святой Троицы под Радонежем стало первой на Руси монашеской пустынью, поставленной в глуши, вдали от городов. После Сергиевой пустыни подобные общинножительства начали устраиваться и в других русских землях. Вначале иноки обители испытывали нужду во всем, использовали простейшие ризы, деревянные сосуды для службы, лучины. Преподобный Сергий великими усердием подавал пример братии. Он сам рубил кельи, колол дрова, выпекал хлеб, шил одежду, преумножая молитвой, бдением и постом свои труды во славу Господа.

На укрепление обители ушли многие годы, и только через 17 лет, в 1354 г., Сергий был посвящен в иеромонахи и возведен в сан игумена. Известия о подвижничестве в обители достигли Константинопольского Патриарха, который прислал прп. Сергию крест, параман и схиму в благословение на новые подвиги. Покинув Триоцкую обитель на короткое время Сергий основал новую пустынь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в таких же глухих лесах на реке Киржач. Слава Троицкого монастыря продолжала множиться, обитель начала щедро благодействовать: раздавать милостыню, принимать больных и странников. Митрополит Московский Алексий благоволил к Сергию и прочил его на склоне лет вместо себя, но игумен отказался от первосвятительства. Однажды митрополит Алексей решил наградить Преподобного золотым крестом, но Сергий ответил: «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете».

Перед Куликовской битвой Великий князь Московский Дмитрий, получивший после битвы прозвище «Донской», приехал за благословением на поход к Сергию, которогочтил как отца. Преподобный напутствовал князя словами: «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», и отрядил двух своих иноков Пересвета и Ослябю, которые проявили подлинный героизм в битве и пали, защищая Отечество.

Со дня основания игумен Сергий продолжал укреплять усердными трудами свое детище – Троицкую обитель. Слава о подвигах его множилась. Еще при жизни Преподобный обрел дар чудотворения. Однажды он воскресил отрока, которого даже родители сочли умершим. Великим чудом, которого сподобился подвижник, стало явление ему Пресвятой Богородицыво время Рождественского поста 1385 г. Владычица Небесная явилась перед его кельей с апостолами Петром и Иоанном в ярком свете и сказала: "Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах".

В Троицкой обители свято почиталась память о посещении Божией Матерью Преподобного Сергия. После обретения его нетленных мощей на гробе Преподобного была установлена икона явления Божией Матери, ставшая особой святыней монастыря.

В 1422 г., через 30 лет после успения Сергия 25 сентября 1392 г., его мощи были обретены нетленными. С этого года поминовение Преподобного Сергия совершается ежегодно 25 сент./8 окт.

Во время польского нашествия 1612 г. в осажденном Кремле архиепископу Элассонскому Арсению в ночном видении явился Преподобный Сергий и предрек освобождение Москвы на следующий день. С утра началось изгнание захватчиков из Кремля, и все вышло по предреченному. Москва и Россия были спасены.

Преподобный Сергий Радонежский заслужил всеобщую любовь своими многочисленными подвигами и святой смиренной жизнью. Пустынножителство Сергия породило многие новые монастыри. Из всех русских монастырей четвертая часть основана Преподобным Сергием и его последователями. Православные люди с великим уважением величают Преподобного Сергия «Игуменом Русской земли". Сразу по оставлению им временного мира были составлены его жития. Образ святого старца, отображенный на множестве икон, и по сей день продолжает вдохновлять живописцев разных школ. Художник М.В. Нестеров в конце XIX в. создал тонкий одухотворенный образ святого. В конце ХХ - начале XXI в. многие живописцы стараются найти новые грани понимания этого выдающегося человека. В иллюстрациях к этой статье приводятся образы Преподобного Сергия работы М.В. Нестерова и С.А. Кириллова.

Тропарь преподобного Сергия

глас 4

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися, мужески в пустыню вселился еси и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси. Тем быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою, и исцеления всем подай обильно. Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Сергия

глас 8

Христовою любовию уязвився, преподобне, и Tому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси и, яко солнце, Отечеству твоему возсиял еси; тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся, Сергие богомудре.

Акафист

Канон 

  

22 окт./4 нояб. Икона Божией Матери Казанской в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Престол перенесён из храма, закрытого после 1920 г.

 

   В начале XVII в. Россию охватила великая смута. Московское и многие другие княжества были разорены междоусобными войнами, набегами иноземцев, к которым добавлялись грабежи воровского люда и самозваных претендентов на русский трон. Центральные и северные княжества лежала в руинах. Москву захватили поляки, без всякого почтения разорявшие русские святыни. В эти тяжелейшие годы Владычица Небесная не отступилась от Святой Руси. Из Казани князю Пожарскому, возглавлявшему ополчение, передали список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, который князь принял с благоговением и с большими почестями пронес святой образ вместе с войском. Владычица Небесная неотрывно пребывала в рядах освободителей земель русских вплоть до изгнания захватчиков.

В годы польского нашествия бремя руководства церковью лежало на Патриархе Ермогене, который в годы служения в городе Казани отслужил первый молебен перед обретенной иконой Казанской Божией Матери и составил «Сказание» об обретении. Находясь в Московском Кремле первосвятитель отправлял по всем русским землям грамоты, призывая к борьбе с захватчиками. Уже будучи у польских захватчиков под стражей свой призыв к освобождению он тайно направил и в Нижний Новгород, где вскоре начало собираться освободительное ополчение.

Когда войско ополчения осадило поляков в Кремле, захватчики, угрожая Патриарху Ермогену смертью, потребовали от него приказа ополченцам отойти от города. Первосвятитель с великим мужеством отказался. В тяжком заточении Патриарх пал мученической смертью от голода 17 февраля 1612 года, сохранив верность Церкви и Богородице. Во время последнего штурам захваченной поляками Москвы плененный поляками в Кремле греческий архиепископ Арсений в молитвах пред иконой Казанской Божией Матери сподобился видению Преподобного Сергия Радонежского, предрекшему гибель польских захватчиков заутро следующего дня. На следующий день русское войско взяло Китай-город. Освобождение Китай-города, а затем Кремля, Москвы и всей России началось 22 октября 1612 г.  

В воскресный день 25 октября воины ополчения пошли Крестным ходом в Кремль с образом своей заступницы – Божией Матери Казанской. Им навстречу вышел архиепископ Арсений с образом Божией Матери Владимирской. Шествия сошлись у Лобного места на Красной площади, явив свою великую благодарность Владычице Небесной.

В честь освобождения Москвы и России от нашествия иноземного войска и тягот Смутного времени празднование 22 октября Казанской иконе Божией Матери было установлено по всей России.

Тропарь иконы Казанской Божией Матери

глас 4

Заступнице усердная, font-size: 15.0pt; font-family: Shablon; color: #2f61d1;font-size: 14.0pt; font-family: Georgia;Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак иконы Казанской Божией Матери

глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Акафист 

Канон

  

6/19 декабря. Поминовение святителя Николая Чудотворца. 

Впервые престол устроен в каменной Богоявленской церкви в нач. XVIII в. при ее постройке. 

 

  

Будущий святитель Николай произошёл из зажиточной семьи христиан Феофана и Ноны, жившей в г. Патары в Ликии (юг современной Турции). Родители Николая еще до его рождения дали обет определить будущего ребенка в служение Господу. Услышав их молитвы, Господь подарил сына благочестивом родителям, когда они уже достигли зрелого возраста. С самого рождения Николай показал на себе печать Бога. Младенец простоял три часа на ногах в крестильной купели, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Во время вскармливания показал приверженность к посту, по средам и пятницам принимал молоко матери лишь один раз. В ученье сразу проявились его большие дарования. Николай быстро преуспел в изучении Священного Писания. Суетные развлечения не занимали его, все возможное время отрок Николай проводил в чтении святых книг, в посте и молитве. Более всего другого его влек к себе храм Божий, где юный Николай проводил целые дни и ночи в молитве, в постижении Слова Божия.

Епископ родного города Патары и дядя Николая, также носивший имя Николай, заметил усердие племянника и способствовал его продвижению в священники. В этом сане Николай умножил свое благочестивое рвение и стал помогать многим нуждающимся и страждущим. Милостыня святого спасала людей от впадения в тяжкие грехи. Большую часть своих благодеяний святой Николай старался совершать в тайне, не проявляя себя как благодетеля.

В награду за праведные дела Господь ниспослал святому дар чудотворения. Во время плавания в Святую Землю Николай предрек надвигавшуюся бурю на море. Когда корабль уже не мог противостоять разыгравшейся стихии и был близок к потоплению Николай умиротворил волнение молитвой, потерявшие надежду мореплаватели были спасены. После этого Николай Чудотворец вернул здоровье матросу, разбившемуся от падения с мачты.

В своем паломничестве Николай глубоко проникся благодатью Святых мест, по которым ступал Спаситель. На горе Сион смиренный паломник решил ночью вознести молитвы Богу, и запертые двери церкви сами отворились перед ним. В своем рвении святой Николай решил навсегда остаться монашествовать в Сионской обители до последних дней своих, но Господу было угодно иное. Однажды во время молитвы святой услышал Божественное повеление: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое".

По велению Господа Николай возвратился на родину, где был Божьим Промыслом избран архиепископом Ликийским, кафедра которого находилась в столице Ликии – городе Миры. Во время жестоких гонений на христиан при императоре Диоклетиане (284 – 305 гг.) архипастырь с великой твердостью переносил все испытания. В тюремном заключении святой Николай укреплял веру в Христа среди заключенных, умножаю их духовные силы и стойкость.

По прекращении заключения Николай вернулся на кафедру в Мирах, где положил много трудов на возвышение истинной веры, низвержения язычества и ересей, явив себя в качестве выдающегося воина Христова. С неистощимой силой святитель рушил языческие капища в Мирах и окрестностях. В 325 г. на Никейском соборе Николай Чудотворец вместе с великими столпами христианства ревностно боролся против ереси Ария. Соединение святых отцов в отстаивании истинной веры привело к утверждению Никейского Символа веры, увековечившего Триединство Бога.  

Из многих великих деяний святого Николая особенно известным стало спасение от казни трех мужей, неправедно осужденных городским правителемЕвстафием. Без всякого страх архипастырь удержал руку палача с мечём, занесённым над головами осужденных. Обличенный в корысти, правитель покаялся Николаю.

Во час наступления на Ликию голода итальянскому купцу, нагрузившему свое судно хлебом, во сне явился святой Николай и наказал доставить весь хлеб в Ликию. В задаток святитель вложил в руку купца задаток из трех золотых. Когда купец проснулся и посмотрев на руку, увидел, что сжимает в ней три золотые монеты. Судно с хлебом, доставленное купцом, спасло голодающих. В Ликии купец поведал о своем видении. Ликийцы со слов купца узнали, что чудесный задаток внес их архиепископ.

Господь даровал своему угоднику долгую жизнь. В глубокой старости Николай Чудотворец мирно оставил сей временный мир 6 декабря 342 г. Его чудотворные мощи покоились в соборе города Миры вплоть до перенесения в итальянский город Бари в 1087 г.

На Руси святой Николай почитался с самого Крещения. В русской земле трудно найти город, в котором не было бы Никольского храма. Николай особо почитается как покровитель странствующих на суше и на море. В Киеве по скорбной молитве несчастных родителей, единственный сын которых утонул в Днепре, святой Николай явил свое заступничество. По обычаю своему самым таинственным образом Чудотворец перенес младенца из воды и положил живого в Софийском соборе. Найдя сына, родители при большом стечении народа прославили святого Николая за его милость.

Праздник 6 декабря в честь великого Угодника Божия Николая Мирликийского отмечается в России исстари.

Тропарь святителя Николая

глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему Яже вещей Истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителя Николая

глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Акафист

Канон первый

Канон второй