Престолы Нового Храма Богоявления Господня в Дорогомилове, 1908 – 1938 гг.

¨Престол Богоявления Господняглавный престол храма. Освящен 29 сентября 1908 г.святым мучеником митрополитом Владимиром (Богоявленским). День освящения главного престола является днем освящения и нового храма – Богоявленского собора в Дорогомилове.

¨Престол преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, освящен 2 ноября 1908 г. 

¨Престол Святителя Тихона Задонского,освящен 14 декабря 1908 г. 

¨Престол Святителя Николая Чудотворца,освящен 1 декабря 1909 г.

¨Престол Иконы Утоли моя печали, освящен 21 февраля 1910 г. 

Точные даты освещения двух следующих престолов не сохранились, но доподлинно известно, что они были перенесены из закрытых в 1920-1922 гг. церквей и освящены к маю 1922 г.:

¨Престол иконы Казанской Божией Матери.

¨Престол великомученника Георгия Победоносца. 

По свидетельствам историков в XVIIв. Крещение Господня (Богоявление) было одним из самых почитаемых в России праздников. Согласно изысканиям Т. Крыловой в 1628 г. первая из описанных в исторических документах деревянная церковь Богоявления имела богатый для своего времени иконостас с образами Богоявления Христова и Пречистой Богородицы в серебряных позолоченных окладах, Богородицы Одигитрии на золоте, Николы Чудотворца на празелени и другими иконами. В церкви также имелся расписной Животворящий Крест Господень.

Главный алтарь Явления Господня и алтарь Николая Угодника – старейшие в храме. Так, по писцовым книгам Казенного Патриаршего Приказа 1628 года значится «Слобода Ямская Дорогомиловская, под Москвою, а в ней церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в приделе Николы Чуд. древяная клетцки, строенье приходных людей, да на колокольнице 4 колокола». То есть приходская церковь Богоявления с приделом во имя св. Николая Чудотворца была срублена подобно клети деревянной избы (с небольшим прирубом для алтаря и папертью), с малой главой вверху.

Вот какие интересные сведения об этом престоле мы находим в книге Т.О. Крыловой:

«Увеличение числа прихожан и рост благосостояния ямщиков Дорогомиловской слободы в начале XVIII века побудили их подать челобитную о строительстве в слободе новой каменной церкви. 4 августа 1712 г. «запечатан указ о строении каменныя церкви по челобитью ямщика Семена Федорова сына Кокина, велено ему подле древянныя теплыя церкви Богоявления Господня построить новую каменную церковь во имя Пресвятыя Б-цы Всем Скорбящим Радости да в пределе Николая Чуд.».

Каменная церковь во имя Богоявления возведена в период с 1714 по 1727 год во время Петра I. О периоде конца XVIII в. при Екатерине II и Павле I Т.О. Крылова пишет: «В росписи московских церквей 1778 года Богоявленской церкви, помимо придела в честь св. Николая Чудотворца, ошибочно приписан придел в честь св. Иоанна Воина. Это явная ошибка, так как на плане, датируемом 1802-м годом, видно, что у церкви был только один Никольский придел, пристроенный к югу от трапезной. Данная ошибка вызвана, вероятно, тем, что Богоявленский храм был перепуган с Благовещенским храмом, что на Бережках, расположенном на другом берегу реки. Более того, в подробной справочной книжке, изданной в 1848 году, описание с датами постройки Богоявленской церкви дословно повторяет описание Благовещенской церкви. Возможно, это было связано с тем, что местность на левом берегу реки Москвы именовалась Дорогомиловской слободой, или Благовещенской Дорогомиловской слободой (например, в Межевой книге г. Москвы 1762 года)».    

«На плане Москвы 1796 г. в 12-ой части города значится «церковь Николая Чудотворца, что в Дрогомиловке». Это именование церкви по ее Никольскому приделу встречается в конце XVIII в. и даже в XIX в. Так, в Указателе Москвы 1793 года, прихожане церкви числятся в приходе Николая Чудотворца, а священник, диакон и пономарь – члены причта церкви Богоявления Господня. В Книге адресов 1839 года прихожане храма числятся по-разному: и в приходе Николая в Драгомилове, и в приходе Богоявления в Драгомилове. И даже в конце XIX века встречается упоминание в газете о причетнике церкви св. Николая в Дорогомилове.

Возможно, ранние обедни служились в Никольском приделе, а приход Богоявленской церкви состоял из простого народа, коему (по словам митрополита Платона) «уповательно служение ранней литургии было желательнее». Следует также отметить, что Никольский придел был теплый, а сама церковь – холодной, и зимой в ней службы не было».

Во время нашествия Наполеона церковь пострадала от пожара – обгорел Никольский придел, но антиминс не пострадал. В конце 1813 г. храм «был вновь выстроен и «всею церковною утварию довольно украшен» каменный придел во имя Николая Чудотворца. Прежде данный на этот престол антиминс сохранился в целости. Вновь устроенный придельный храм был освящен 14 декабря 1813 г.

В мае 1816 года священник и прихожане получили разрешение «для лучшего благолепия, с северной стороны к боковым дверям церкви приделать каменную небольшую с колоннами паперть и оную покрыть железом».

О дальнейшем расширении церкви Богоявления в XIXв. Т.О. Крылова сообщает:

 «В 1830 году над Москвой разразилась непредвиденная гроза холерной эпидемии. И, возможно, с благодарностью за избавление от холеры связано построение в 1835 году придела церкви во имя иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», в тропаре праздника которой есть такие слова: «Ты бо человеком болезни отгониши и грешным скорби разрушавши…

….В XIX в. с ростом населения Дорогомилова и увеличением числа прихожан постоянно возникала необходимость в расширении церкви. В 1835 году в трапезной церкви, в соответствии приделу св. Николая Чудотворца, был пристроен с северной стороны придел во имя Пресвятыя Богородицы «Утоли моя печали».

В Клировых ведомостях за 1835 год отсутствует упоминание об этом приделе, а в 1836 г. «другой теплый же придел вновь устрояется во имя Утоления печали Божией Матери». В 1837 г. придел был вновь устроен, но еще не освящен. Освящен придел был в 1839 году».

К 1851 г. иконостасы Богоявленской церкви были фактически закончены, и вся церковь находилась в благоустроенном состоянии. В Никольском и Богородицком приделах иконостасы были выполнены в стиле ампир. Главный иконостас 4-ярусный позолоченный, а 1-ом ярусе по правую сторону царских врат были иконы: образ Воскресения Христова, образ Богоявления Господня, образ Преображения Господня. По левую сторону царских врат – образ Смоленской Богоматери, образ Казанской Богоматери, образ прп. Сергия. Во 2-ом ярусе иконостаса над царскими вратами: образ Воскресения Христова и по обеим сторонам его 12 образов двунадесятых праздников. В 3-ем ярусе над царскими вратами помещался образ Спасителя, сидящего на престоле, и по обеим сторонам его 8 образов евангелистов и апостолов. В 4-м ярусе – образ Богоматери Благоуханный Цвет с предвечным Младенцем, сидящим на престоле, и 8 образов, в каждом из которых изображалось по два пророка.

В 1862 г. к Богоявленской церкви были прибавлены престолы во имя подвижников Божьих – преподобного Сергия игумена Радонежского и святителя Тихона Задонского епископа Воронежского. Преподобный Сергий и святитель Тихон, прославленный в лике святых в 1861 г., снискали у русских людей всеобщую любовь и почитание. К ним притекало за заступничеством и наставлением множество новых богомольцев. Новые престолы были освящены в 1868 г.

В конце ХIХ в. усилиями прихожан к образам в Богоявленской церкви прибавилась больших размеров икона новоявленного угодника Божия, святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, и копия с чудотворной иконы Курской Коренной Божией Матери.

К началу строительства нового величественного храма в Богоявленской церкви находились главный и два придельных иконостаса, и два иконостаса в трапезной. Главный иконостас имел высоту 11 аршин и ширину 11 аршин 14 вершков (7,82 и 8,45 м). В новом храме иконостасы в трапезной старой церкви остались на своих местах. Иконостасы алтарей прп. Сергия и свт. Тихона были отреставрированы, вызолочены и предназначались в угловые приделы нового храма.

Подробных изображений и описаний икон, устройства иконостасов нового Богоявленского собора, несмотря на их богатство, не сохранилось, но о них многое известно благодаря находкам Т.О. Крыловой.

Новый главный иконостас в соборе предполагался больше прежнего, стоявшего в Богоявленской церкви. В новом соборе все иконостасы предполагалось исполнить в едином стиле. Поэтому пять новых иконостасов Богоявленского собора лишь отчасти включали предшествующие иконы. Множество образов было написано заново. Согласно Т.О. Крыловой: «Старые иконы реставрировал П.А. Баженов. Им же были написаны иконы для новых иконостасов в т.н. «васнецовском» стиле. Возможно, он же впоследствии расписывал храм. Храмовые иконы были оставлены прежние, старинные. Они были местночтимые, многие из них были фамильными святынями», поставленными прихожанами. Незадолго до освящения в центральное окно алтаря была установлена запрестольная витражная икона Воскресения Господня на цельном стекле высотой 8 аршин и шириной 3 аршина работы художника Г. Овчаренко.

«В храме находилось много икон XVIII века, высокохудожественные образа, исполненные в середине XIX в. иконописцами Палеха.

Внутренняя роспись храма была сделана по образцам знаменитых русских художников В.М. Васнецова и М.В. Нестерова. Храм был расписан хорошо исполненными копиями росписей Владимирского собора в Киеве».

Новый Богоявленский собор в Дорогомилове освятил митрополит Московский Владимир. Важно заметить, что митрополит Владимир происходил из семьи священников Богоявленских, и пал от безбожных гонений, как и освященный им Богоявленский собор. Великий день освящения Дорогомиловского собора пришелся на осенний день 1908 г. По изысканиям Т.О. Крыловой прибавление приделов нового собора происходило следующим образом: «Пасмурным утром 29 сентября 1908 года, при громадном стечении богомольцев (до 7000 человек), Первосвятитель Московский, митрополит Владимир (Богоявленский) освятил главный престол. Через месяц, 2 ноября, был освящен придел во имя преподобного Сергия, а 14 декабря – придел во имя святителя Тихона. 8 ноября 1909 года было совершено освящение вновь сооруженного иконостаса главного алтаря. 1 декабря 1909 года преосвященный Василий, епископ Можайский, освятил придел во имя св. Николая Чудотворца, и 21 февраля 1910 года преосвященный Трифон, епископ Дмитровский (Туркестанов) совершил освящение пятого придела во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Алтари Дорогомиловского собора

Согласно описи церковного имущества октября 1918 г. в новом Богоявленском соборе в иконостасе Богоявления 4 иконы больших (не названы), икона Воскресения Христова, икона Смоленской Божией Матери. В иконостасе Св. Николая Чудотворца 2 иконы больших (не названы), икона св. Николая. В иконостасе «Утоли Моя Печали» 2 иконы (не названы), икона Божией Матери. В иконостасе Преп. Сергия 2 иконы (не названы), иконы Покрова Божией Матери и преп. Сергия. В иконостасе Свят. Тихона: 2 иконы (не названы), иконы свят. Тихона и св. Александра Невского. Во всех пяти иконостасах 77 разных икон без риз.

В старом приделе Свят. Николая старого здания Богоявленской церкви: икона Спасителя, икона Тихвинской Божией Матери, икона Боголюбской Божией Матери, икона трех Святителей, икона свят. Николая Чудотворца большая, икона Похвалы Божией Матери, икона свят. Димитрия Ростовского, икона Спасителя, икона Животворящий Крест с Двунадесятыми праздниками.

В старом приделе «Утоли Моя Печали»: икона Спасителя, икона Казанской Божией Матери, икона Иоанна Крестителя, икона св. муч. Параскевы, икона Божией Матери Неопалимыя Купины, икона Иерусалимской Божией Матери, икона всех явлений Божией Матери.

В самой церкви были (вероятно отдельно от иконостасов): икона большая Скоропослушницы Божией Матери; икона св. Пантелеймона мученика большая, икона Знамения Божией Матери, икона преп. Серафима Саровского большая, икона свят. Феодосия Черниговского большая, икона Скорбящей Божией Матери большая; 2 Больших Креста на Голгофе, икона свят. Иоасафа Черниговского чеканная, икона Успения Божией Матери чеканная, икона Покрова Божией Матери, икона преп. Сергия большая, икона св. Иоанна Златоустого, мученика Трифона и царицы Александры, 12 икон месячных (святцы), икона св. Василия Блаженного, преп. Марии Египетской и муч. Марины, чеканная; икона Иверской Божией Матери, икона Преображения Господня большая.

     В 1918 г. в Богоявленском соборе находилось не менее 150 икон, большинство в серебряных окладах, значительное число образов относилось к XVIIIв., многие иконы имели большие размеры.

В годы тяжких испытаний в Богоявленском Дорогомиловском соборе вынужденно были устроены новые престолы Георгия Победоносца и Казанской иконы Божией Матери. Эти престолы были перенесены в наш храм из закрытых для служб церквей в 1920-1922 годах. Их освятили в помещениях прежних западных приделов. Вот что пишет об этом краевед Т.О. Крылова: «В работе П.Г. Паламарчука «Сорок сороков» 1925-ый год указан в качестве даты освящения приделов во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя св. Георгия. Но из протоколов реставрационных работ ясно, что они уже были освящены к концу мая 1922 года… В иконостасе придела во имя Казанской Божией Матери были: местная икона Казанской Божией Матери работы конца XVIII века, местная икона Спаса (Смоленского) с припадшими (прим.- коленопреклоненными фигурами)* конца XVIII в., 24 иконы работы Палехских мастеров середины XIX в.; на северной стене между окнами была икона Одигитрия конца XIXвека».

Образ Казанской иконы Божией Матери располагался также в первом ярусе главного иконостаса по левую сторону царских врат, вместе с образами Смоленской Богоматери и преп. Сергия Радонежского.  

Чудотворный образ Казанской Божией Матери из Казанского собора, закрытого в 1930 г. и вскоре разрушенного, находился в Никольской церкви в Хлынове. В 1612 г. этот образ Богородицы осенял победный путь народного ополчения от Ярославля до Красной площади в Москве. В 1936 г. после прекращения служб в Хлыновской церкви чудотворная икона находилась в Богоявленском Дорогомиловском соборе вплоть до его закрытия в 1938 г. Отсюда икона Богородицы была перенесена в Богоявленский Елоховский собор.

Выполненные в традициях начала ХХ в. престолы Богоявленского Дорогомиловского собора были собраны из большеразмерных многометровых икон, что можно увидеть на приведенных выше сохранившихся фотографиях. Великолепие убранства собора поражало прихожан, оставляя неизгладимое впечатление величественного дома Божия. Пребывание на молитве в таком храме не могло не вызывать искреннего восхищения от приобщения к сиянию славы Господней.

Мы, ныне живущие, верим и молимся о возрождении чудесного собора, обители Божественной благодати и

Духа Божия!