Предложения по воссозданию

Собора Богоявления Господня в Дорогомилово 2012 г. 

На историческом месте собора (Б. Дорогомиловская ул., д.1) с 1939 года стоит жилой дом. В связи с этим наша община предлагает альтернативную площадку для воссоздания Храма, которая находится в непосредственной близости сразу от трёх утраченных храмов района. Это промзона на территории бывшей фабрики им. Сакко и Ванцетти (наб. Тараса Шевченко, кварталы 14-15).

Ниже приводятся материалы из проектных предложений Цеханского Романа Валерьевича, архитектора МГО Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

 

 

 I . Пояснительная записка

1.                                    Размещение собора Богоявления Господня на территории  Дорогомилова

    Воссоздаваемый храм Богоявления Господня предлагается установить по соседству с территорией бывшего Бадаевского пивоваренного завода (БПЗ) вблизи Москвы - реки.

    Храм размещается в парковой зоне (бывшая территория снесённого завода Сакко и Ванцетти), прилегающей к БПЗ  и отделяющей его от Кутузовского проспекта. Для подхода людей и подъезда автомашин  через парк проектируется двух - полосная дорога с широкими тротуарами.

    В месте выхода дороги на Кутузовский проспект находится пешеходный подземный переход, выходящий к памятнику… Над спусками в переход предлагается установить  небольшую часовню размерами в плане 4х4 метра, от  которой собственно и будет начинаться дорога в Храм Богоявления Господня.

    При подъезде к Храму размещается вместительная стоянка  машин, учитывая удалённости его от жилья и притягательность для народа из других районов Москвы.

    Территория Храма ограждается и включает в себя также здание  обслуживающего назначения. Основной подход для прихожан и въезд транспорта  проектируются с западной стороны с ориентацией на колокольню Храма; второй въезд транспорта организуется с дороги,  проходящей вдоль южной стороны храмового комплекса.

    Территория  Храма благоустраивается и озеленяется,  особенно аллея главного входа. Предлагается создать мемориальный парк в честь защитников Москвы.

    Перед входом на территорию Храмового комплекса запроектирована  небольшая рекреационная площадка, с которой предусмотрен спуск посетителей по лестнице на набережную Тараса Шевченко.

 

2.                                  Общее архитектурное решение воссоздаваемого  собора Богоявления Господня 

    Архитектурные формы планируемого сооружения исходят из старого проекта собора архитектора В.Е.Сретенского 1898 года.

    Типологически собор трёхчастный:  бесстолпный в своей храмовой части, с 5-ю главами, открытой во внутреннее пространство центральной главой и 4-мя глухими главами напроствет; пристроенной к нему с запада трапезной  с двумя угловыми башнями, имеющими купольное завершение; примыкающей к ней  колокольней, через которую организован вход в собор по расходящейся веером лестнице. 

 

    Общая площадь собора - 650 кв. метров,

    которую составляют:

    храмовая часть с алтарём – 410 кв. м.,

    трапезная – 240 кв. м.,

    колокольня -    20 кв. м.

    Высота собора до креста главной световой главы – 32 метра,

    Высота колокольни до креста купольного завершения – 35 метров.

    Площадь территории храмового комплекса – 3800 кв.м.

    Храмовый комплекс совместно с комплексом строений БПЗ будут представлять собой выразительную архитектурную композицию, хорошо обозреваемую с противоположной стороны набережной.

    На территории бывшего БПЗ практически сохранились все здания и сооружения,  построенные в 1890 году по проекту выдающегося мастера архитектуры Р.И.Клейна,  которые представляют собой ценные образцы промышленной архитектуры.

    Внушительных размеров Собор Богоявления Господня и его колокольня

отвечают масштабу окружающего ландшафта и архитектурной среды.

    Цветовое решение Храмового комплекса предлагается в светлой охристой гамме с белоснежными декоративными элементами и золотыми куполами по контрасту с кирпичными стенами строений  БПЗ. Этим создается зрительный и световой акцент образа храма в  панораме застройки набережной Тараса Шевченко. Белый цвет традиционен в русской церковной архитектуре, а также соответствует символике цвета праздника Богоявления.

 

3. Статус территории  воссоздаваемого собора Богоявления Господня

    Фрагмент историко-культурного опорного  плана города Москвы

http://old.dkn.mos.ru./base-plan

Данная территория находится внутри Камер-Коллежского Вала и относится к исторической Москве. С востока непосредственно примыкает к Охранной зоне Объектов культурного наследия «Трехгорный пивоваренный завод, кон. XIX - нач. XX вв., арх. А.Е.Вебер, Р.И.Клейн, А.П.Евланов» (Кутузовский просп., д.12, стр. 1,2,3,24.). Охранная зона памятников располагается к югу и западу от строений 1-3 и ограничена территорией б. БПЗ. Зона бывшей фабрики им.Сакко и Ванцетти имеет статус зоны регулирования застройки.

Состояние территории.

В 2005 году производство карандашной фабрики было выведено во Владимирскую область, в 2006 году остановилось производство на Бадаевском пивзаводе. «Парк-сити инвестмент» начала готовить участок под застройку и успела снести несколько зданий площадью 26 тыс. кв. м рядом с Кутузовским проспектом. Сейчас строительные работы на площадке не ведутся, а разрешительная документация не оформлена.» (http://www.realestate.ru/new.aspx?id=25412). На сегодняшний день почти вся карандашная фабрика снесена, на её месте пустырь.

«В 2004 году ЗАО «Парк-сити инвестмент» объявило о планах построить на территории Бадаевского пивзавода и карандашной фабрики многофункциональный комплекс «Парк-сити», состоящий из 227 тыс. кв. м жилья и 100 тыс. кв. м офисов. По оценке компании, общий объем инвестиций в проект должен был превысить 600 млн. долларов. Предполагалось, что строительные работы начнутся в начале 2007 года. Представитель Москомстройинвеста уточняет, что на самом деле проект предусматривал даже большую площадь застройки — 582 тыс. кв. м, из которых 278 тыс. кв. м — жилье, 208 тыс. кв. м — коммерческие площади, а остальное — парковка.»

«16.07.2012 Градостроительная земельная комиссия (ГЗК) приняла решение прекратить реализацию проекта на территории Бадаевского пивоваренного завода и карандашной фабрики им. Сакко и Ванцетти в районе набережной Тараса Шевченко и Кутузовского проспекта, пишут "Ведомости". Одна из причин запрета — возможное ухудшение транспортной ситуации в случае реализации проекта, так как к участку предусмотрен только один подъезд.»  (http://www.realestate.ru/new.aspx?id=25412)

«Схема развития района, утверждённая ГЗК предусматривает строительство жилого микрорайона на участках Бадаевского пивоваренного завода и карандашной фабрики имени Сакко и Ванцетти с сохранением памятников культуры». (http://inmsk.ru/news_house/20120713/348997164.html#ixzz26o3gZtPe )

Судьба Бадаевского завода пока не ясна, есть только намерения властей создать в районе объекты социальной инфраструктуры. Вместе с тем, в районе исторического Дорогомилова не осталось ни одного действующего храма. Часовня-храм на Киевском вокзале не рассчитана на жителей района.

 

4.      Историческая справка

    Название Дорогомилово происходит по имени владельца XIII в. этих мест боярина Ивана Дорогомилова, ратного сподвижника преп. князя Даниила, сына Благоверного князя Александра Невского.

    Исторически в районе площади Киевского вокзала находилось 5 церквей. Ни одна из них не сохранилась до нашего времени. Главным был монументальный Богоявленский собор. Документально церковь известна с 1625 г.  Каменной построена в 1733 г. на месте деревянной. Окончательный вид приобрела в 1908 г., когда древний храм был превращён в трапезную, а к ней пристроен новый храм по проекту  архитектора В.Е. Сретенского.

    Видный храм в византийском стиле первоначально планировался пятиглавым, но не был до конца достроен, не закончены  отделка фасадов и некоторые детали. Колокольня осталась прежней, построенная в 1874 году архитектором  Н. Никитиным.

    Собор имел приделы: преп. Сергия Радонежского, свят. Тихона Задонского - оба 1862 - 1868 гг., св. Николая Чудотворца - известен с 1628 г., иконы "Утоли моя печали" - 1910 г. В 1925 г. освящено ещё два престола: иконы Казанской Богоматери и влкм. Георгия Победоносца.

    После закрытия в 1918 г. кафедрального Успенского собора в Кремле и захвата храма Христа Спасителя "обновленцами", церковь Богоявления стала кафедрой митрополита Сергия Страгородского. Собор связан с именами новомучеников, пострадавших в советское время.  Разрушен  в 1934 году.

    Ныне густо заселённый район фактически лишён церквей. Храм-часовня внутри Киевского вокзала рассчитан на приезжих и вмещает не более 20 человек.

    На площади Киевского вокзала находится закладной камень. Он установлен на месте планируемого монумента в  честь нерушимой Русско-Украинской дружбы в 1954 году, когда отмечали трёхсотлетие воссоединения Украины с Россией. Монумент так и не был построен, но камень сохранился в сквере в центре площади.

Было бы уместно именно сейчас при потеплении отношений между двумя суверенными государствами построить московский храм в Киеве и Киевский в Москве. Приделами в нём могут быть как собор Киевских святых, так и отдельно князь- Владимирский, что очень уместно в Богоявленском храме. Нахождение его вблизи набережной с пристанью на ней позволило бы  совершать в Москва-реке водосвятные молебны и Крещенские окунания.

    Место вполне достойное - храм был бы хорошо виден  с Бородинского моста и с набережных, от Киевского вокзала. При недавно законченной очередной реконструкции площади здесь устроили пешеходную зону. Храм прекрасно вписывается в эту концепцию, к нему можно будет подойти по пешеходному мосту.

   Однако, по разным причинам строительство храма на Киевской площади задерживается и ждёт своего часа.

    В Дорогомилове были снесены 5 храмов, на месте которых предлагается установить памятные знаки.

 

1. Собор Богоявления в Дорогомилово. Предлагается установить памятный знак на доме, построенном на месте собора. (Б.Дорогомиловская, д.1)

    Одновременно с этим, предлагается воссоздать собор Богоявления Господня в Дорогомилове на новом месте, а именно: по соседству с бывшим Бадаевским заводом, на свободном от застройки территории бывшей карандашной фабрики Сакко и Ванцетти.

2. Утраченная церковь Тихвинской иконы Богоматери.

Каменная церковь построена впервые в 1716 г. на месте деревянной. Перестроена в 1746 г. Придел Николая Чудотворца 170S г. Обновлена в 1898. Закрыта в 1930 г., снесена в 1960 г. Предлагается установить памятный знак на месте церкви, а её придел восстановить в воссоздаваемом Богоявленском соборе.

3. Утраченная церковь Благовещения Богородицы на Бережках.

Каменная церковь построена впервые в 1413 году как подворье ростовского архиерея. Перестроена в 1697 году, к 1737 к церкви пристроили трапезную и придел святителя Николая, а к 1770 трапезную расширили и пристроили придел муч. Иоанна. В 1831—1837 возвели колокольню и новую трапезную. Снесена в 1960-е г. Предлагается восстановить церковь на её прежнем месте.

4. Утраченная церковь Николо-Смоленской общины на Варгунихиной горе.

Церковь Святого Николая на Варгунихиной горе старообрядческой Николо-Смоленской общины (1911-1915 гг.), архитекторы В.М.Маят овместно с В. Д. Адамовичем), разобрана в 1930-е годы. Предлагается установить памятную доску на доме, построенном на месте церкви и строений общины.

5. Утраченная церковь преп. Елизаветы при бывшем Дорогомиловском кладбище (двор домов 24-26 по Кутузовскому проспекту).