Братья, сёстры, 

друзья!

 

      Этот сайт посвящен Храму Богоявления Господня в Дорогомилово - главной святыне старинного района нашего первопрестольного града Москвы. Храм этот ведет свою историю с XVI века. Ему суждено было пройти путь от деревянной приходской церкви в ямской слободе до величественного собора, построенного в 1908 году по инициативе и на средства прихожан по проекту В.Е. Сретенского в русско-византийском стиле. Собор стал крупнейшим приходским храмом Первопрестольной столицы и вмещал до 10 тысяч молящихся.

          С конца 1920-х до разрушения в 1938 г. - кафедральный собор Московской епархии.

Наша инициативная община при поддержке городских властей на разных уровнях, писателей, журналистов, архитекторов, художников, жителей района предлагает воссоздать этот прекрасный храм. Возрожденный Дорогомиловский собор явился бы центром духовно-нравственного возрождения, достойным украшением старинного московского района, да и всей Москвы.

Сейчас нашей инициативе нужна широкая поддержка жителей, и не только района Дорогомилово. Мы продолжаем сбор подписей за воссоздание Храма.

Приглашаем всех неравнодушных инициативных людей присоединиться к нашей общине. О том, как это сделать - смотрите в разделе "Контакты".   

Общиной принято  решение издать красочный альбом о Богоявленском соборе. 

Просим вас, если вы знаете что-нибудь о нашем соборе или его новомучениках, напишите или позвоните нам, ваши материалы могут быть включены в издание! 

_____________________________________________________________________

новости, события, даты____________________________________

Во-первых, понравилось выступление архиепископа Егорьевского Марка. Владыка сказал, что главное помнить, для чего созидаются храмы – это приобщение христиан к литургической жизни Церкви. А приоритет – не строительство храмов, а созидание приходских общин. Подытожил свою речь еп. Марк тем, что благодаря строительству новых храмов сотни людей узнали радость, которую имеет человек, живущий в церковной общине. И с этим нельзя не согласиться! Текст выступления архиепископа Егорьевского Марка можно посмотреть здесь.

Затем  выступил В.И. Ресин. Кто бы мог подумать, что речь этого «государственного мужа» будет такой теплой и неформальной. Сразу видно, что к своему делу человек подходит с душой. Владимир Иосифович отметил, что строительство храмов – это ответ на запрос общества, на тягу людей к духовной жизни, ведь храмы строятся исключительно на народные деньги. Еще важно строить храмы «шаговой доступности», куда могут дойти пожилые люди и семьи с детьми, а на стадии планировании застройки новых микрорайонов закладывать место под храмы. И вот что, на наш взгляд,  самое важное в выступлении. Владимир Иосифович подчеркнул, что храм – это социально значимый объект, наряду со школами, поликлиниками и т.п. Причем такой подход к храмостроительству – это не переворот, а возвращение к истокам, когда на Руси храм был центром любого поселения. Полный текст вы можете прочитать здесь.

Очень понравилось выступление Ю.В. Артюха, которое также, к счастью, совсем невозможно назвать «речью». Юрий Владимирович просто поделился своим опытом, рассказал, что курирует направление, в рамках которого строятся обыденные храмы (то есть храмы, которые строятся за один день всем народом), которые потом развозятся по разным уголкам нашей страны. И благодаря этому заброшенные и захламленные пустыри преображаются и становятся центром притяжения, местами, где жители соседних домов могут черпать духовную радость. У нас даже появилось желание обратиться к Юрию Владимировичу с просьбой построить такой обыденный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери и поставить его на пустыре по ул. Брянской. 

 

Фоторепортаж о конференции на странице сайта «200 храмов»

 

22 января в первой половине дня в Сергиевском зале храма Христа Спасителя состоялась конференция «Прославление и почитание святых». Основной вопрос, стоявший на повестке дня – канонизировано около 1700 новомучеников, но они оказываются невостребованными. Поэтому каждому приходу, каждой общине важно заинтересоваться этой темой, почтить своих святых заступников и покровителей. Во второй половине дня, там же, прошла секция «Увековечение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской». Нам хотелось поучаствоватьв этой секции, ведь у нас в Богоявленском храме просияло семь новомучеников, а это только те имена, которые нам известны. Но мы очень поздно подали заявку на участие, поэтому не попали в число выступающих. Перед самой встречей мы подошли к сопредседателю секции, Иноземцевой Зинаиде Петровне, и она предоставила нам возможность краткого выступления. От всей души благодарим Зинаиду Петровну! Глава общины, Александр Антонов рассказал об истории нашего храма, о том, что бывший кафедральный собор почти забыт. Тезисы доклада, с которым мы собирались выступить – ниже.

Но это, пусть и краткое, выступление принесло чудесные плоды. К нам подходили заинтересованные люди и среди них – Ирина Николаевна, правнучка священника нашего храма, отца Михаила Серединского, который в 1935-1936гг. в нашем соборе руководил левым любительским хором по приглашению епископа Питирима (Крылова). А еще интереснее то, что на секции присутствовали и внучатая племянница еп. Питирима Крылова – наша прихожанка Любовь Сергеевна! А мы как раз разыскивали родственников о. Михаила, чтобы узнать, подлежит ли он канонизации. Ведь в 1937 году он, как и многие наши святые покровители-новомученики, был расстрелян на Бутовском полигоне.

И, напоследок, пожелание всем нашим читателям – обязательно найдите возможность в следующем году сходить на Рождественские чтения – это очень интересно, полезно и познавательно!

 

Развернутые тезисы

Новомученики Дорогомиловского Богоявленского собора

 

Цель: рассказать о жизни общины возрождающегося храма Богоявления и о первостепенном значении в ее созидании увековечения подвига новомучеников.

 

1.              Удивительный феномен общественного сознания – фактически забыт огромный собор Богоявления Господня в Дорогомилово (располагался близ Киевского вокзала), бывший в 1930е г.г. кафедральным храмом Московской епархии. В Дорогомилово утрачено еще 2 церкви. (слайд-шоу – фото собора)

Немногие сегодня знают, что рядом с Киевским вокзалом, на улице Большая Дорогомиловская, некогда стоял величественный собор Богоявления Господня в Дорогомилово. В начале ХХ века это был самый большой приходской храм Москвы – он вмещал до 10000 молящихся. Построенный на месте церкви XVI в. на средства своих небогатых прихожан, он стал поистине славным храмом.

В 1908 году его главный престол освятил митрополит Владимир (Богоявленский), а 1930-х годах, при заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском), он получил значение кафедрального собора Патриаршей Церкви. В 1938 году храм был взорван, и этим последовал мученической кончине своего настоятеля, протоиерея, сщмч. Василия Ягодина и клирика, сщмч. Александра Буравцева. Сейчас на его месте стоит жилой дом, в котором во время Великой Отечественной войны располагался штаб обороны Москвы.

В годы советской власти в районе уничтожено еще 2 храма. Это церковь Тихвинской иконы Божией Матери на Бережках (XVII век) и церковь Преподобной Елизаветы на Дорогомиловском кладбище (XVIII век). 

2.              Чудо созидания общины вокруг возрождающегося храма Богоявления.

Община существует уже девять лет. За это время инициатива по возрождению Богоявленского собора получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благочинного Георгиевского благочиния, прот. Серафима Недосекина. Храм Богоявления вошел в программу «200 храмов для Москвы». С властями ведется благожелательный диалог о выделении площадок под строительство (для Богоявленского собора – на промзоне недалеко от гостиницы «Украина», для Тихвинской церкви – пустырь на Брянской улице). В 2014 году с помощью муниципалитета была издана книга Татьяны Олеговны Крыловой о Богоявленском соборе.

Мы верим, что возрождение храма Богоявления Господня в Дорогомилово поспособствует  переориентации и исцелению социальных и духовных связей в нашем районе, то есть созиданию единства вокруг Единого Бога, истинного Центра жизни как города, так и каждого человека. При храме планируется создать семейный центр, развивать направления работы с детьми и молодежью.

3.              Святые – утраченный ориентир и лучший пример для наших современников.

Наверное, каждый из нас слышал слова из стихиры Всем Святым в Земле Российской просиявшим: «Русь Святая, храни веру Православную, в нейже тебе утверждение». Возможно, почти каждый задавался вопросом: почему Русь называют святой? Простой ответ на это вопрошание дает нам святитель Иоанн Сан-Францисский и Шанхайский: «Почему называлась Русь Святой Русью – не потому, что не было грехов, не было беззакония, – нет, всегда, где только есть люди, были и будут грехи и беззакония. А потому, что самое важное для нас, самое драгоценное, самое великое – это святость. Это идеал, это предел стремления русского народа».

По контрасту с современной дискуссией о герое нашего времени, эти слова светят нам светом Божественного откровения. Святой, человек, в лице которого мы узнаём лик Господа – не это ли лучший ориентир? Сегодня Церковь дает нам сотни таких образов в блистающем сонме новомучеников и исповедников Российских. Их подвиг пределен и бескомпромиссен – эти святые были замучены и убиты за свою веру. И в то же время они так близки нам – ведь это ровесники наших бабушек и дедушек.

Святые находят разные пути к нашим сердцам: через богослужение и праздники, иконы и книги. Еще одна возможность приобщения к жизни и подвигу новомучеников – это возрождение храмов, где служили и в которые приходили святые подвижники.

4.              Увековечение памяти новомучеников как закономерный этап жизни нашей общины.

На протяжении нескольких лет наша община проводила еженедельные молебны, и в завершение молебна мы обращались за молитвенной помощью к новомученикам, чья жизнь связана с нашим собором. Сначала мы знали всего несколько имен.

Но 2013 году возникла идея совместной поездки на Бутовский полигон 16 ноября, в день памяти священномученика Павла Андреева. Затем, 22го декабря – в день памяти сщмч. Василия Ягодина и сщмч. Александра Буравцева. Пожалуй, эти поездки и участие в Литургии в Храме святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове, крестные ходы вокруг Бутовского полигона и положили начало осознанному интересу к нашим святым.

Так дни памяти новомучеников вошли в календарь нашей общины.

Поездки вдохновили нас на сбор информации о новомучениках, поиск неизвестных имен, стали нашим важным общим делом. К сожалению, найденная информация, в большинстве случаев, имела вид более или менее развернутой биографической справки. Поэтому появилась необходимость обращения к архивам. И Господь послал нам человека, который взял на себя эту работу.

Еще мы готовимся к написанию иконы новомучеников Богоявленского собора и тропарей новомученикам. Здесь тоже есть проблемная зона – это фотографии и иконы новомучеников. Пока не все фотографии мы смогли разыскать.

Уже существует проект мемориальной доски, которую мы планируем разместить на стене дома, который стоит на месте Богоявленского собора. Конечно, на ней будут и имена наших новомучеников.

Планируется издание книги о новомучениках собора.

Мы делаем только первые шаги, но этих шагов уже достаточно, чтобы серьезно увлечься темой. Думаем, что в скором времени будем говорить уже не о соборе мучеников Богоявленского храма, а о соборе Дорогомиловских святых, ведь у нас разрушено еще 2 церкви - Тихвинской иконы Божией Матери на Бережках и преподобной Елизаветы на Дорогомиловском кладбище.

5.              Собор новомучеников Богоявленского собора (слайд-шоу – фото и иконы новомучеников)

5.1.                 Священномученик Павел Андреев. В1929-1932 гг. служил ключарем Богоявленского собора в Дорогомилово. В ноябре 1937го тройкой при УНКВД по Московской обл. осужден по обвинению "руководитель к/р группировки церковников, антисоветская агитация,  клевета на советскую власть". Групповое дело "дело священнослужителей с. Возмищи Московской обл., 1937г.". Всего по делу было арестовано и обвинено 7 человек - 3 священника - кроме о.Павла еще о.Александр Зверев и о. Димитрий Розанов, и 4 монахини, проживавшие в с. Возмищи. Священники приговорены к высшей мере наказания - расстрелу, монахини - к 10 годам ИТЛ каждая.
Виновным себя о. Павел не признал.

Расстрелян 16 ноября 1937 года на Бутовском полигоне.  
День памяти –
16 ноября.

5.2.                 Священномученик Василий Ягодин. Протоиерей, в 1937 г. был настоятелем Богоявленского собора. В декабре 1937 г. осужден тройкой при УНКВД по Московской обл. Обвинение: "руководство контрреволюционной фашистской группой церковников". Приговор высшая мера наказания – расстрел. 
По делу, кроме о.Василия, к высшей мере наказания приговорены также Левашов П.Н., Буравцев А.С., Зверев С.А. Все расстреляны.

Расстрелян 22 декабря 1937 г. на Бутовском полигоне.

День памяти – 22 декабря.

5.3.                 Священномученик Александр Буравцев. В 1934-1937 гг. был клириком Московского Богоявленского кафедрального собора. В декабре 1937 тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. осужден по обвинению: "участие в контрреволюционной фашистской группе церковников".                                                                              
Приговор высшая мера наказания – расстрел.

Расстрелян 22 декабря 1937 г. на Бутовском полигоне.

День памяти – 22 декабря.

5.4.                 Священномученик Александр Лихарев. Протоиерей, в 1929-1932 гг.  служил в Богоявленском соборе в Дорогомилово. Осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. в декабре 1937 года по обвинению: "к/р деятельность среди населения, недовольство Советской властью, систематическая к/р агитация". 

Приговор 10 лет ИТЛ. О.Александр этапом был отправлен в Сиблаг НКВД. 17 марта 1938 года умер от болезни (Кемеровская о., Сиблаг НКВД, ст.Суслово Красноярской ж.д.). Был погребен в безвестной могиле.

День памяти – 17 марта.

5.5.                 Священномученик Гавриил (Гур). В октябре 1929 г. в Богоявленском Дорогомиловском соборе епископом Орехово-Зуевский Питиримом (Крыловым) был рукоположен во иеромонахи. Осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. в ноябре 1937 г. по обвинению в "контрреволюционной фашистской агитации, распространении слухов о голоде, клевете на новую конституцию". Приговор высшая мера наказания – расстрел.

Расстрелян 19 ноября на Бутовском полигоне.

День памяти – 19 ноября.

5.6.                 Священномученик Андрей Шершнев. В августе 1931 годаепископом Коломенским Петром рукоположен в священники в храме Богоявления Господня. Осужден в декабре 1937 г. тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. 
Обвинение:
"контрреволюционная агитация и распространение контрреволюционной клеветы на ВКП/б/ и Советскую власть". Приговор: высшая мера наказания – расстрел.

Расстрелян 8 декабря 1937 года на Бутовском полигоне.

День памяти – 8 декабря.

5.7.                 Мученик мирянин Сергий Тихомиров. Прихожанин Богоявленской церкви с 1910 г. до ареста в 1922 г. В мае 1922 года Московским Революционным Трибуналом осужден по обвинению в "сопротивлении изъятию церковных ценностей". Приговорен к расстрелу. Групповое дело "Московский процесс об изъятии церковных ценностей (I этап), май 1922г.".
Расстрелян 26 мая 1922 года. Место захоронения: Москва, Калитниковское кладбище.

День памяти – 25 мая.  

6.              В море информации иногда находишь на драгоценную жемчужину. Такой жемчужиной стали для нас письма протоиерея Василия Соколова, приговоренного к смертной казни и расстрелянного вместе со святым Сергием Тихомировым. Эти письма писались на протяжении двух недель, предшествовавших казни, вот выдержка из одного из них.

«…Вспомнил вчерашнюю записку Тони при посылке продуктов. Пишет: многие участвуют в передаче и просят благословения. Шлю вам это мое пастырское благословение, не мое, собственно, а Божие – через меня, недостойного. Как я рад был бы вас благословить лично, усты ко устом побеседовать! Анна Васильевна и Владимир Андреевич, наверное, исстрадались по мне, грешному, и ты, Анна Георгиевна, наверное, исплакалась, меня вспоминаючи. Да и все вы: Евдокия Ивановна, Оля, Катя, Паня, Маня, Таня, Матреша и другие все – изгоревались о своем батюшке, с которым завязались, как на грех, такие теплые, дружеские отношения. Глубоко скорблю я о вас в разлуке с вами. Хоть глазком бы взглянуть на вас, хоть где-нибудь в щелочку увидеть вас! Но ничего не видно из моей камеры, только небо да стены тюремные. Утешимся тем, что всякое страдание на пользу человеку, на пользу его бессмертной душе, которая только ведь и имеет значение. Для меня страдание тем более необходимо, что жизнь прожита среди постоянного забвения о душах, вверенных моему пастырскому попечению. Время было трачено на всякие дела и меньше всего на те, на которые нужно было, – на пастырский подвиг. Жаль, что прозревать всегда приходится после того, как беда стрясется, как даже и поправить ничего нельзя. И вот вам всем, кто хочет и будет помнить меня, урок от моей трагической судьбы – оглядываться вовремя и не доживать до таких непоправимых ударов, до каких дожил я. Имейте мужество сознать неправильность пути, которым идете, и сумейте поворотить туда, куда нужно. А куда нужно, об этом каждому говорит, прежде всего, совесть его, а потом Христос в Его Святом Евангелии. Идите за совестью и за Христом и никогда ни в чем не потерпите урона. Может быть, потеряете во мнении общества, в материальном достатке, в служебных успехах – все это, в конце концов, не больше пули. “Хватайся за вечную жизнь”, – пишет апостол Павел Тимофею. И вы, прежде всего и больше всего, пекитесь о вечной жизни, о небе, о душе, о служении Христу, о помощи братьям меньшим, о любви к ближним – и тогда проживете жизнь свою без потрясений, без катастроф.

Благословение Господне на всех вас да пребывает во веки. Аминь.

 

Прот. Василий Соколов».