Братья, сёстры, 

друзья!

 

      Этот сайт посвящен Храму Богоявления Господня в Дорогомилово - главной святыне старинного района нашего первопрестольного града Москвы. Храм этот ведет свою историю с XVI века. Ему суждено было пройти путь от деревянной приходской церкви в ямской слободе до величественного собора, построенного в 1908 году по инициативе и на средства прихожан по проекту В.Е. Сретенского в русско-византийском стиле. Собор стал крупнейшим приходским храмом Первопрестольной столицы и вмещал до 10 тысяч молящихся.

          С конца 1920-х до разрушения в 1938 г. - кафедральный собор Московской епархии.

Наша инициативная община при поддержке городских властей на разных уровнях, писателей, журналистов, архитекторов, художников, жителей района предлагает воссоздать этот прекрасный храм. Возрожденный Дорогомиловский собор явился бы центром духовно-нравственного возрождения, достойным украшением старинного московского района, да и всей Москвы.

Сейчас нашей инициативе нужна широкая поддержка жителей, и не только района Дорогомилово. Мы продолжаем сбор подписей за воссоздание Храма.

Приглашаем всех неравнодушных инициативных людей присоединиться к нашей общине. О том, как это сделать - смотрите в разделе "Контакты".   

Общиной принято  решение издать красочный альбом о Богоявленском соборе. 

Просим вас, если вы знаете что-нибудь о нашем соборе или его новомучениках, напишите или позвоните нам, ваши материалы могут быть включены в издание! 

_____________________________________________________________________

новости, события, даты____________________________________

  

           Преподобномученик иеромонах Гавриил Гур родился 24 апреля 1898 года в деревне Огородники Слуцкого уезда Минской губернии в семье белорусского крестьянина Ивана Гура.

          В 1914 году он окончил церковно-приходскую школу. В 1918 году после смерти отца Гавриил Иванович поступил послушником в Николаевский мужской монастырь Челябинской епархии. После закрытия монастыря в 1922 г. послушник Гавриил уехал на Афон, где пробыл до 1925 года.

          Затем, вернувшись с Афона, 22 января 1925 он принял монашеский постриг  в Николаевском кафедральном соборе в г. Баку. В декабре 1925 года монах Гавриил был рукоположен в сан диакона преосвященным Арсением (Соколовским) епископом Прикаспийским и Бакинским, и  оставлен при Николаевском кафедральном соборе, где прослужил до 1929 года.

           В 1929 году иеродиакон Гариил приехал в Москву и в октябре 1929 был рукоположен епископом Орехово-Зуевским  Питиримом (Крыловым) в священнический сан в кафедральном Богоявленском Дорогомиловском соборе г. Москвы. После рукоположения отец Гавриил был назначен в Успенский храм села Левкиево Шаховского района Московской области. Бывший настоятель этого храма (Александр Протопопов) 1 ноября 1929 года отказался от священнического сана, и храм оставался без пастыря. Встретив о. Гавриила на улице, бывший священник с усмешкой сказал: «Вот мы теперь завтра и послужим вместе», на что о. Гавриил ответил: «Я Вас до церковной ограды не допущу, не то, что в церковь».

          Новый настоятель отец Гавриил  ревностно приступил к исполнению своих обязанностей. В храме стало налаживаться богослужение, зазвучали проповеди.

          1 декабря в день памяти свв. мчч. Романа диакона и отрока Варула  отец Гавриил по сборнику прочитал проповедь, посвященную их мученическому подвигу. В ней говорилось: «Посмотрите на воспитанное в благочестии  христианском дитя, которое на вопрос ваш: откуда произошел мир? Ответит вам со всей искренностью сердечной веры: Бог сотворил небо и землю силою  всемогущего Слова Своего. Не разумнее ли оно тех мудрецов, которые пишут большие книги, чтобы разными изворотами ума закрасить и выдать за новый вывод науки очень старую языческую басню, будто мир самобытен, что материя сама в себе имеет силы, которыми мало-помалу, в течение неисчислимых веков, вырабатывается все, что видим ныне в окружающем нас мире?

Если бы кто согласился с этой баснею, тот должен согласиться и с тем, что и дом сам собой построился, и книга составилась  сама собой из рассыпанных наугад букв, без всякого участия какой либо разумной силы. Но если и такие ничтожные вещи, как построить дом или  написать книгу, нельзя совершить без разумной воли человека, то кто же кроме безумного, может утверждать, что столь дивный, столь прекрасный, столь премудро и целесообразно устроенный мир с бесчисленными творениями Божиими, мог сам собой из случайного сцепления частиц устроится и развиваться по известному плану? Или, когда на вопрос ваш: откуда произошел человек? Дитя скажет вам, что Господь Бог создал тело человека из земли и оживотворил его душою разумною и бессмертною, созданною по образу и подобию Божию: не умнее ли оно в тысячу раз тех разумников, которые хвалятся новым открытием своей объюродившей мудрости, что они выродились от животных, и что жребий человеку и жребий скотом жребий един есть? Поистине, Господи небесе и земли, Ты утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою! Так наказуешь Ты слепотою тех, которые отвращаются от Тебя. Света истинного…»

 

          А через несколько дней, на праздник Введения во храм пресвятой Богородицы (21 ноября / 4 декабря) отец Гавриил прочитал еще одну проповедь о важности церковной службы в жизни христианина и о том, как надо молится в храме и приступать к Таинствам.

          Хотя священник читал проповеди по книгам, но и это было достаточным поводом для гонения молодого и ревностного пастыря. В начале января 1930 года власти уже стали допрашивать свидетелей и готовить материалы для ареста отца Гавриила.

          Один из свидетелей показал: «…новый поп начинает брать массу под свое влияние, т.е. о нем начали носиться слухи, что последний хорошо и долго выполняет службы , кроме того, хорошо говорит проповеди. По моему мнению, влияние попа на несознательную часть населения имеется громадное и может повлиять на выход из колхоза восьми хозяйств». Кроме этого свидетели показали, что новый священник ходил по домам с молебнами, причем не для того, «чтобы что брать в карман, а … совершенно с иной целью».

          Отец Гавриил был арестован 23 января 1930 года по обвинению в антисоветской агитации, заключен в Бутырскую тюрьму. Он не соглашался с  обвинениями и даже написал заявление, в котором просил доставить из дома книги,  по которым он читал проповеди, чтобы следствие могло убедиться в его невиновности. Эти проповеди были доставлены и приобщены к делу.

          13 февраля 1930 года коллегия ОГПУ приговорила иеромонаха Гавриила к заключению в исполнительно-трудовые лагеря сроком на 3 года.

           Заключения отец Гавриил отбывал в Ухто-Печерских лагерях и вновь вернулся в село Левкиево в ноябре 1932 года.

          После возвращения отец Гавриил был назначен преосвященным Питиримом (Крыловым) архиепископом Дмитровским в храм Вознесения Господня села Рахманово Пушкинского района Московской области, где он прослужил до 1933 года. Откуда иеромонах Гавриил был переведен в Никольский храм Савинской  Слободы Звенигородского района, где прослужил около месяца, и вынужден был уйти, т. к. власти отказали ему в прописке. Затем отец Гавриил служил в Клинском районе до июня 1936 года. В 1934 году иеромонах Гавриил был награжден наперсным крестом, который в 1935 году пришлось продать для уплаты налогов.

          В июнь 1936 года он устроился на Клинский стекольный завод на должность старшего электромонтера, где проработал до  3 февраля 1937 года.

          После увольнения с завода отец Гавриил служил в Знаменской церкви села Лисинцево Наро-Фоминского района, а 22 июня 1937 году  преосвященным Сергием (Воскренским) епископом Бронецким был переведен в храм святых апостолов Петра и Павла в село Лыткарино Ухтомского района.

Но и здесь недолго довелось служить иеромонаху Гавриилу. 29 сентября 1937 года был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и опять заключен в Бутырскую тюрьму.

          На допросе следователь спросил:

- С кем из высланных за контрреволюционную деятельность Вы поддерживаете связь?»

- С высланными за контрреволюционную деятельность я ни с кем никакой связи не поддерживаю, - отвечал преподобномученик.

- Вы даете ложные показания, следствию известно, что вы поддерживаете связь с епископом Арсением, почему Вы это скрываете от следствия?

- Нет, с епископом Арсением я никакой связи не поддерживаю.

- Ваше отношение к советской власти?

- Мое отношение к советской власти – лояльное.

- В каких же целях Вы распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющимся голоде в колхозах. Вы это подтверждаете?

- Это я отрицаю.

- Вы продолжаете давать ложные показания, за антиколхозную агитацию вы задерживались милицией. Следствие предлагает дать правдивые показания.

- Что мог все дал, больше дать не могу.

 

17 ноября 1937 года тройка при управлении НКВД СССР  приговорила отца Гавриила к расстрелу. Преподобномученик был казнен 19 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной могиле.

Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16

августа 2000г.

Память Преподобномученика иеромонаха Гавриила совершается в день его мученической кончины 6 ноября / 19 ноября в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля)

 

 

Источник: «Петропавловский вестник» Июнь 2002 № 2