В 1922 году храм Христа Спасителя был захвачен обновленцами. Упомянутый же нами собор остался верен Патриарху, и вскоре стал кафедральным храмом Московской епархии. Считается, что кафедра была перенесена сюда в 1931 году после разрушения храма Христа Спасителя. Другие называют более раннюю дату - конец 1920-х годов, поскольку уже тогда здесь стали совершаться архиерейские богослужения.

Собор был безжалостно уничтожен - взорван, 27 сентября 1938 года. Причем, как доверительно сообщает газета «Рабочая Москва» от 10 сентября 1938 г.: «Стены его чрезвычай­но крепки. Для того чтобы их взорвать, придется при­менить, так называемые, сосредоточенные заряды ам­монала». После этого кафедра патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха,переместилась в собор Богоявления Господня в Елохове.

1920-1930-е богослужения в этом храме часто посещал художник Павел Корин. Именно здесь он сделал ряд набросков к своему знаменитому полотну «Русь уходящая». Художник говорил о замысле картины: «За всю Церковь нашу переживал, за Русь, за русскую душу. Тут больше меня, чем всех этих людей; я старался их видеть просветленными и сам быть в приподнятом состоянии... Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии «уходящее». Когда все пройдет, то самое хорошее и главное - оно все останется».

В этом соборе будущий Патриарх Пимен был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем и во иеромонаха. В течение нескольких лет (1931-1935 гг.) о. Пимен нес здесь послушание по руководству церковным хором. Он принял хор, организованный ранее известным регентом П.К. Нестеровым. Впоследствии, вспоминая начало 1930-х годов, Патриарх Пимен говорил: «Мое благовестничество началось с того времени, как я принял сан иеромонаха».

Много можно вспомнить и других примечательных фактов, связанных с этим славным собором. Пожалуй, самый поражающий из них  - это то, что собор сей в наши дни как будто совершенно забыт народом.

Это собор Богоявления Господня в Дорогомилове.

Сейчас на его месте, недалеко от Киевского вокзала и торгового центра «Европейский», стоит жилой дом (ул. Большая Дорогомиловская, д. 1), «срезанный» угол которого находится там, где были апсиды алтарей.

История храма тесно связана с историей Дорогомиловской ямской слободы. И хотя в клировых ведомостях об этой церкви писалось «когда и кем построена, неизвестно», можно предположить, что первоначальное основание храма относится ко второй половине XVI в., к годам правления царя Ивана Васильевича Грозного. Поскольку русский человек не мыслил своего бытия без храма Божия, то и церковь должна была быть построена вместе с основанием ямской слободы. Церковь Богоявления Господня значится уже в окладной книге 1625 г. В синодальном справочнике в качестве даты построения указан 1626 год, когда большой пожар спалил множество храмов в Москве. В 1722 году храм стал каменным. 

По инициативе и «на трудовые копейки и гроши бедных жителей Дорогомилова» в конце XIX в. к старому каменному был пристроен новый, вместительный, храм (архитектор В.Е. Сретенский). Богоявленский собор стал самым обширным из всех московских приходских храмов. Его длина с алтарем была более 30 саженей, ширина 23 сажени (соответственно 64, 49 м). Высота его составляла 15 саженей, или 32 м (высота храма Христа Спасителя равнялась 48 с половиной саж., а высота Успенского собора – 21 саж., или соответственно 103,5 м и 45 м). Церковь вмещала свободно до десяти тысяч богомольцев.

Пасмурным утром 29 сентября 1908 года, при гро­мадном стечении богомольцев (до 7000 человек), Первосвятитель Московский, митрополит Владимир (Богояв­ленский) освятил главный престол. Через месяц, 2 нояб­ря, был освящен придел во имя преподобного Сергия, а 14 декабря – придел во имя святителя Тихона. 8 ноября 1909 года было совершено освящение вновь сооруженного иконостаса главного алтаря. 1 декабря 1909 года преосвященный Василий, епископ Можайский, освятил придел во имя св. Николая Чудотворца, и 21 февраля 1910 года преосвященный Трифон, епископ Дмитровский (Туркестанов) совершил освящение пятого придела во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

В 1920-1922 гг. в помещениях прежних западных приделов освящены были престолы Георгия Победонос­ца и Казанской Богоматери, перенесенные из закрытых для служб церквей.

Храм славился не только своими размерами, но и своей активной приходской жизнью. Известно, что в 1882 году Общество любителей духовного просвещения приступило к устройству религиозно-нравственных собеседований с народом в наиболее людных местностях Москвы. В Богоявленской церкви собеседования проводились по воскресным дням после вечернего богослужения (в 5 часов вечера), начинаясь с половины ноября и оканчиваясь в неделю Ваий. На эти беседы собиралось от 150 до 375 человек. 

В марте 1889 года к беседам присоединилось по желанию слушателей, не раз заявленному ими, и с разрешения епархиального начальства, общее пение общеизвестных молитв перед началом бесед и по окончании их. Каждый раз введенное общее пение привлекало массу народа. Многие являлись издалека. Менее 600 человек ни разу не было. 

Лишь только 5 марта объявлено было о таковом разрешении местным священником в речи, сказанной им по этому поводу во время литургии, как в тот же день еще за час до вечерни, народ во множестве стал собираться в церковь, и храм, вмещающий до 800 человек, наполнился так, что трудно было занять в нем какое-либо место. С живым интересом и напряженным вниманием выслушано было предстоящими поучение благочинного о значении общего пения в церкви, произнесенное им перед началом общего пения, которое на первый же раз прошло с замечательным порядком и строем под руководством назначенных для управления массой голосов искусных в пении псаломщиков. Такое пение производило потрясающее впечатление.

Пела именно вся церковь: и мужеский пол, и женский, и возрастные, и малолетние. Пели всем известные молитвы: перед началом бесед – Царю небесный... Отче наш... Верую во единаго Бога... Воскресение Христово видевши... Спаси, Господи, люди Твоя ...; после беседы – Богородице Дево радуйся... Взбранной Воеводе победительная... Не имамы иныя помощи... и Достойно есть. Каждый раз введенное общее пение привлекало массу народа. Многие являлись издалека. Менее 600 человек ни разу не было. Церковные песнопения исполнялись с любовью и благоговением всеми предстоящими в храме.

В начале XX в. был создан Дорогомиловский отдел Общества Трезвости. При этом Обществе были чайная и библиотека, устраивались чтения для народа. В чайной еженедельно совершались молебствия, раздавалась пастырская проповедь о вреде пьянства и призыв к трезвой жизни. Впоследствии при Дорогомиловском Обществе Трезвости были открыты вечерняя школа для рабочих и бюро юридической помощи.

17 октября 1888 года произошло чудесное спасение от опасности при крушении поезда близ станции «Борки» Государя Императора и царской семьи. В 1890 г. прихожане Богоявленской церкви, желавшие «чтобы память о чудесном событии 17 октября, как можно более, оживлялась среди местных жителей», получили разрешение совершать крестное хождение вокруг храма. Впоследствии к крестному ходу вокруг храма присоединилось еще и шествие к Дорогомиловской заставе с торжественным молебствием там. Упоминание об этом ежегодном крестном ходе встречаются вплоть до революции.

В праздник Богоявления Господня, несмотря на лютые «крещенские» морозы, благочестивые дорогомиловцы считали своей обязанностью окунуться в специально огороженный и освященный участок реки (Иордань).  Благо, храм во имя Богоявления Господня был сооружен на правом берегу Москвы-реки в конце ямской слободы, в расстоянии около 200 саженей от берега. Приходской праздник составлял важнейшее событие в жизни слободы и чествовался прихожанами преимущественно перед другими церковными праздниками.

Прихожане любили свой храм. Свидетельство такой любви – житие первого новомученика Богоявленского собора – мирянина Сергия Тихомирова. Он пострадал за Христа по делу «Московский процесс об изъятии церковных ценностей» в 1922г.

Вот как описывает обстоятельства дела Т.О. Крылова в своей книге «История Дорогомиловской ямской слободы и церкви Богоявления Господня»: «Для получения «откликов трудящихся», одобряющих ограбление церквей, в Дорогомилове был организован 21 марта 1922 года агитпункт на Брянском вокзале.  

5 апреля 1922 года, в среду на 6-ой неделе Великого поста, после окончания обедни в Дорогомиловском храме около 15 человек молящихся оставались в церкви. Ко­миссия по изъятию церковных ценностей вошла в храм и начала убеждать молящихся уйти. После долгих пререка­ний последние вышли. В это время вокруг храма, охра­няемого красноармейцами ЧОНа, собралась толпа снача­ла человек 300, которая пыталась войти в храм. Толпа быстро росла. На приказ охраны разойтись толпа ответи­ла криками «Бей жидов-грабителей! Бей коммунистов!» и начала кидать в охрану камнями. Охрана была усилена, но толпа оттеснила ее к паперти и несколько человек, за­бравшись на колокольню, стали бить в набат.

Школы были распущены при первом же ударе набата и подростки толпой хлынули к церкви. Толпа по пре­имуществу состояла из подростков и пожилых прихо­жан. Толпа сбегалась отовсюду и достигла 1000 чело­век (по некоторым источникам до 2-х тысяч). Просьбы священников Михайловского и Зерцалова, вышедших из храма с целью внести успокоение в толпу, толпы не успокоили. Представителю властей с двумя комиссарами удалось проникнуть к церкви и, выломав дверь, взобрать­ся на колокольню.

Недалеко от храма избили любопытного господина в великолепной шубе и на великолепной машине при­бывшего поглазеть. Господин тщетно крестился и только, расстегнув рубашку и показав крест, был освобожден и на машине с разбитыми стеклами удалился восвояси.

Вызванная пехота и кавалерия разогнали толпу. Ри­кошетом пулей, направленной вверх и отскочившей от колокольни, был легко ранен мальчишка в ногу. В ре­зультате оказались побитыми 2 человека, более легкие ранения получили до 10 человек. Комиссия продолжала работу до полного изъятия.

Священник о. Сергий Зерцалов пытался спасти неко­торые иконы, крест, Евангелие и священные сосуды, спрятав их под престолом в одном из приделов, по ему это не удалось. Было изъято церковного серебра весом в 14 пудов 19 фунтов 44 золотника, что оценивалось в до­военных золотых рублях в 7532 рубля 95 копеек. По на­стоянию церковного совета и священников были оставле­ны на временное пользование одно Евангелие в серебряном окладе, 1 сосуд с приборами, одно серебряное крапило и серебряный ковчег.

Было арестовано двенадцать прихожан Богоявленского храма, в том числе,  Тихомиров Сергей Федорович, 57 лет, владелец мяс­ной лавки. Были также задержаны члены приходского совета, агитировавшие против изъятия церковных ценностей.

Наступили дни Страстной седмицы. Прихожане Бого­явленской церкви скорбели о страданиях Спасителя, «яко плача и сетуя, тако смиряхся». Храм был ограблен. Два священника (о. Михайловский и о. Зерцалов) были арестованы, а третий священник был болен. Подавляю­щее большинство духовенства питало глубокую антипа­тию к Советской власти. Однако к 1922 году политиче­ское положение столь резко изменилось, что лишь очень немногие решались бросить открытый вызов власти. Сре­ди духовенства многие хотели найти какое-то взаимопо­нимание с Советской властью, чтобы спасти Церковь от полного уничтожения. Изъятие церковных ценностей явилось оселком для испытаний политических убеждений духовенства.

О. Николай Михайловский за несколько дней до изъ­ятия ценностей огласил с амвона Богоявленской церкви воззвание Патриарха Тихона. Правда, затем на суде в своем последнем слове он раскаялся и был за это поми­лован. При этом, как уже говорилось, следует учесть, что в это время у него умирал сын, и о. Николай хотел полу­чить возможность проститься с ним.

О.      Сергий Зерцалов был приговорен к 3-м годам ли­шения свободы, но в виду преклонного возраста ему и некоторым другим осужденным наказание было сочтено условным.

Прихожане Белов, Голубев, Воронин, Циркин, Куз­нецов, Павлов и Шости были по суду оправданы. Несколько человек было освобождено в силу своего несовершеннолетия.

По делу об изъятии церковных ценностей в Москве были расстреляны 3 священника московских церквей, один иеромонах и прихожанин Богоявленского храма ми­рянин Сергий Тихомиров за независимое поведение на суде и принципиальные позиции».

Священномученики Василий, Христофор, Александр, Макарий и мирянин Сергий претерпели мученическую кончину 26 мая 1922 года, накануне Троицкой родительской Субботы.

Сейчас известно еще о семи новомучениках храма Богоявления Господня в Дорогомилове. Это первый ключарь Богоявленского кафедрального собора, прот. Павел Андреев, который был известен точным соблюдением богослужебного устава и своими замечательными проповедями. Он служил здесь в 1929-1932 гг. После первого ареста в 1932 г. по обвинению в «антисоветской деятельности и распространении контрреволюционных провокационных слухов» был сослан на три года в Казахстан. Затем, в 1937 году, снова был арестован и расстрелян 16 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне.  

Разрушение кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове предварила мученическая кончина двух его верных служителей. 11 декабря 1937 года был арестован весь причт, в том числе настоятель собора протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев. О. Василий был взят прямо из храма после ранней обедни. 22 декабря 1937 года протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Оба причислены к лику святых в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

С собором Богоявления Господня связаны жития еще четырех новомучеников: священномучеников Александра Лихарева (†17.03.1938) и Андрея Шершнева (†8.12.1937), преподобномученика Гавриила Гура (†19.11.1937), мученицы Матрены Конюховой (Матроны Дорогомиловской) (†2.12.1937).

Как здесь уже упоминалось, около десяти лет храм Богоявления служил кафедральным собором Московской епархии. По воспоминаниям современника: «Главным митрополичьим собором был Богоявленский собор в Дорогомилове. Очень любил митрополит Сергий служить в Покровской церкви на Красносельской и именно там совершать рукоположения. Другой архиерейской резиденцией был Преображенский собор на одноименной площади». Впоследствии главным митрополичьим собором стал Богоявленский кафедральный собор в Елохове, с февраля 1945 г. – Патриарший Богоявленский собор.  

Несмотря на высокий статус собора Богоявления Господня в Дорогомилове, а, скорее всего, именно благодаря ему, почва для разрушения храма готовилась  заблаговременно - еще в 1927 году его сняли с учёта, вычеркнув из списков памятников церковной архитектуры - «художественной ценности не представляет». Поэтому перед сносом не было сделано фотографий. В 1929 году рабочие-сезонники возбудили ходатайство о закрытии и передаче под клуб помещения церкви Богоявления на Дорогомиловской улице. По этой улице пролегал путь из Кремля на дачу вождя. Ходили слухи, что с высокой колокольни Богоявленского собора хорошо просматривался Кремлевский двор, где он любил гулять, что, конечно же, было недопустимо с точки зрения НКВД.  Так или иначе, в 1932 году была объявлена «безбожная пятилетка», а к 1936 году планировалось закрыть последнюю церковь. Но Господь оберегал Богоявленский храм еще несколько лет. Церковь была закрыта согласно постановлению Президиумов Мособлисполкома и Моссовета от 2 июля 1938 г.

В сентябре 1938 года началась подготовка к большому жилищному строительству на Б. Дорогомиловской улице. К работе подключился трест по разборке и передвижке зданий, который к этому времени уже закончил работы на ул. Горького. Два двухэтажных деревянных дома (39 и 51 по Б. Дорогомиловской улице) были передвинуты вглубь двора на 40 метров, а Богоявленский храм был взорван «строителями светлого будущего». На его месте был построен мрачноватый многоквартирный – генеральский, как его называл народ, – дом. От этого дома началась застройка Дорогомилова. Ныне это дом № 1 по Б. Доро­гомиловской улице (нумерация домов несколько раз ме­нялась). Ранее в нем располагались детская (ныне стома­тологическая) поликлиника и магазин «Булочная», находившийся как раз там, где прежде помещались алта­ри.

Сегодня в Москве идет широкое храмовое строительство, возрождаются многие поруганные святыни. Но собор Богоявления Господня в Дорогомилове не на слуху, о нем как бы забыли, народ безмолвствует.

Справедливости ради стоит отметить, что с августа 2005 г. существует небольшая группа энтузиастов, ратующая за возрождение московской святыни. И ей удалось сдвинуть дело «с мертвой точки». Например, за последние годы собрано более 3000 подписей в поддержку возрождения храма. В 2015 г. храм Богоявления Господня в Дорогомилово включен в Программу «200 храмов».

В 2014 г., в сотрудничестве с муниципалитетом Дорогомилово, был выявлен единственный в районе Дорогомилово подходящий участок для строительства храма – наб. Тараса Шевченко, вл. 12, 14. Это территория пустующей промзоны на месте разрушенной карандашной фабрики им. Сакко и Ванцетти. Участок расположен на высоком берегу Москвы-реки, что очень удобно для возведения Богоявленского храма, так как исторически церкви во имя Богоявления Господня возводились именно на берегу реки. Более того, рядом с промзоной – упраздненное Дорогомиловское кладбище с утраченной церковью преп. Елисаветы и могилой трёхсот умерших от ран участников Бородинского сражения.

Архитектором Романом Цеханским (16.09.17) был разработан замечательный эскизный проект храмового комплекса (при храме Богоявления планируется создание семейного центра и семейного сада).

2 июня 2015 г.  состоялись публичные слушания по территории квартала района Дорогомилово, ограниченного: наб. Тараса Шевченко, Украинский б-р, Кутузовский пр-т, границей ПК, проектируемым пр-дом 3583.

Советом депутатов муниципалитета было вынесено предложение, принятое на собрании депутатов единогласно, о строительстве на одном из участков промзоны православного храма. Это предложение было поддержано жителями района.

13 сентября 2015 г. духовником общины - о. Михаилом Володиным на промзоне был совершен первый молебен, началось обустройство площадки для молебнов.

К январю 2016 г. здесь была обустроена деревянный помост с иконостасом для совершения богослужений под открытым небом и вагончик-часовня.

19 января 2016 г. благочинный храмов Георгиевского благочиния о. Серафим Недосекин, при большом стечении народа, совершил здесь чин Великого водосвятия.

С этого дня на промзоне стали проходить регулярные молебны (каждое воскресенье, в 14.00 (то есть на этой площадке прошло уже около 90 молебнов)).

Второе Великое водосвятие было совершено 19 января 2017 г.

26 августа 2016 г. схиархимандритом Илием (Ноздриным) в сослужении со священством Западного викарианства здесь была совершена первая Божественная литургия.

16 сентября 2017 г. злоумышленники сожгли вагончик-часовню, оставив общину без крыши над головой.

Возрождение потихоньку продвигается, процесс идет, но все же, несмотря на многолетние усилия, строительство храма до сих пор так и не началось, и даже пока неясно, начнется ли. Этому великому делу сейчас очень нужна поддержка единомышленников - москвичей, всей православной России, всех вас, дорогие читатели!

Община просит ваших молитв и деятельного участия. Если у вас есть желание подключиться к возрождению Богоявленского собора, звоните старосте общины (Александр Антонов тел. 8(905)590-30-03) или пишите на hramnavodah@mail.ru.

 

Шакуро Наталья